Памятники, как правило, убирали стремительно, под покровом ночи, так что утром на привычном месте уже не было ни скульптуры, ни постамента. Бронзовые изваяния отправляли в переплавку, бетонные выбрасывали на свалки... А были они… практически одинаковыми. Ведь до войны за основу главным образом брали монумент Сталину на канале имени Москвы, созданный скульптором Сергеем Меркуровым, а после войны — модель скульптора Николая Томского. Он изобразил вождя в шинели и в фуражке, ладонь его правой руки была засунута за обшлаг шинели, а левая рука спрятана за спину. #INJECT_1# В Ленинграде в 1949 году отлитые именно по этой модели памятники были установлены одновременно в трех местах — за Невской заставой, на Средней Рогатке (в районе нынешней площади Победы) и у Балтийского вокзала. Но был в нашем городе и еще один памятник вождю, отличавшийся от остальных: он был воздвигнут тогда же на Поклонной горе у северного въезда в город. Авторами модели «Сталин-генералиссимус» были работавшие в тандеме скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал. Кстати, они же были авторами бюста Сталина у Смольного. После смерти вождя в стране продолжали появляться типовые (в основном бетонные) памятники Сталину, однако работы над более грандиозными проектами были приостановлены, а затем и вовсе прекращены. В нашем городе в Московском парке Победы в 1952 году установили постамент для 16‑метрового памятника Сталину (на нем в 1995 году установили скульптуру маршала Жукова). «Зачистка», за небольшими исключениями, была практически тотальной. Мозаичное изображение «Сталин на трибуне» в торце станции метро «Нарвская» ленинградской подземки, созданное на основе картины художника Александра Герасимова, сначала спрятали, возведя ложную стену, а в 1961 году разбили отбойными молотками. Несколько сохранившихся фрагментов можно увидеть сегодня в интерактивном центре истории метрополитена, расположенном на улице Одоевского. В том же музее сохранился, кстати, бронзовый барельеф Сталина работы скульптора Татьяны Кирпичниковой, украшавший когда‑то станцию метро «Технологический институт». Он был установлен в центре подземного вестибюля — в овальном зале «корифеев наук»… А вот на станции метро «Площадь Восстания» изображение вождя можно увидеть и сегодня. Речь о барельефе «Провозглашение Советской власти на II Всероссийском съезде Советов». — Нас было пять человек, которым поручили монументальное оформление этой станции, — вспоминал скульптор Григорий Ястребенецкий. — Одному достался выстрел «Авроры», другому «Штурм Зимнего», а мне — Ленин в Смольном. И там, по заданию, обязательно должен был присутствовать Сталин, которого я изобразил рядом с вождем. «Монументскульптура» тут же воспроизвела эти барельефы в сувенирных медалях. И только их отчеканили — выступление Хрущева на ХХ съезде. Медали пришлось переделывать, а вот барельеф на станции метро трогать не стали… Профиль Сталина был изображен и на монументальных пилонах, украшавших въезд в Ленинград на улице Коммуны. Они были сооружены в начале 1950‑х годов по проекту архитектора Валерии Душечкиной, автором барельефов был скульптор Александр Громов. Впоследствии изображение Сталина закрыли жестяным овалом и раскрыли лишь в 2005 году после реставрации. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».
Время пересчета. Массовый демонтаж памятников Сталину начался в октябре 1961 года
7 марта 20237 мар 2023
73
2 мин