Найти тему
ФСМИ

Несколько исторических фильмов, интересных и не очень

В поисках тем для статей за первые 2 с лишним месяца нового года я посмотрел уже большое количество фильмов разных лет, стран и жанров. Так и не придя к окончательному мнению, стоит о каких-то из них писать или не стоит, я всё же решил выборочно написать о некоторых. Ведь есть же здесь на Дзене авторы, которые делают обзоры не только на хорошие, но и на плохие фильмы. А потом читатель решит интересно ему это или нет. Итак, начнём с фильмов про королей и императоров. Их я посмотрел ещё в январе.

КОРОЛЬ ГОВОРИТ (2010)

Фильм посвящён Альберту Фредерику Артуру Георгу или просто королю Георгу VI, отцу королевы Елизаветы II. Альберт с детства страдал от заикания, врачи пытались лечить его всеми известными в начале ХХ века методами, но ничего не помогало. Действие в фильме начинается в 1925 г. Отец король Георг V понимает, что сын скоро может стать следующим королём, и ему надо избавляться от своего недуга, как можно скорее. Жена Альберта знакомится с логопедом австралийского происхождения Лайонелом Логом, который обещает вылечить будущего короля, но он должен лично прийти к нему на квартиру, хотя обычно происходило наоборот. Неслыханная дерзость и нестандартные методы лечения сначала вводят принца в недоумение, но потом они привыкают друг к другу и в итоге становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь.

Король Георг V (1865-1936)
Король Георг V (1865-1936)

20 января 1936 г. Георг V умирает и трон переходит к старшему брату Альберта Дэвиду, ставшему Эдуардом VIII, но поскольку Эдуард, хотел женится на дважды разведённой американке Уоллис Симсон, а это противоречило правилам Королевского двора, то через 10 месяцев 11 декабря 1936 г. Эдуард отрёкся от престола и власть перешла к младшему брату, который к тому моменту уже почти вылечился от заикания. Правда, разведка выяснила что Лог не является профессиональным логопедом.

Кадр из фильма принц Йорский стал королём Георг VI
Кадр из фильма принц Йорский стал королём Георг VI

Немаловажным фактором, было и то, что Эдуард VIII симпатизировал фашистам и в будущей войне собирался выступить на стороне Германии и Италии. Позже в 1940-вые Эдуард и его жена поддерживали контакты с немецкой и итальянской разведкой, но английские историки предпочитают отодвигать эти факты на второй план, выдвигая на первый план любовную связь с американкой. Есть предположение, что она тоже могла быть завербована чьей-нибудь разведкой, в том числе, американской.

Бесси Уоллис Симпсон (1896-1986) и Эдуард (1894-1972)
Бесси Уоллис Симпсон (1896-1986) и Эдуард (1894-1972)

Как бы там ни было, фильм оставляет после себя приятные «тёплые» ощущения. Отличные актёрские работы Колина Фёрта и Джефри Раша (известного по роли капитана Барбоссы в «Пиратах Карибского моря»), за которые они получили различные награды. Кстати, в нашем дубляже Джефри озвучил Борис Клюев, его голос я сразу узнал. Сам фильм входит в топ-500 лучших фильмов за всю историю.

Кадр из фильма Джефри Раш
Кадр из фильма Джефри Раш
Лайонел Лог (1880-1953) и Георг VI (1895-1952)
Лайонел Лог (1880-1953) и Георг VI (1895-1952)

ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР (1987)

-9

Фильм знаменитого провокационного итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи рассказывает о жизни китайского политического деятеля Айсиньгёро́ Пуи́, уникальность этого произведения в том, что это единственный фильм об этом неоднозначном человеке. Говорят, есть ещё более современный китайский сериал, но он гораздо менее известен, чем фильм Бертолуччи. Пу И стал императором династии Цин, когда ему было 2 года, после смерти в 1908 г императрицы Ци Си. Регентом при малолетнем императоре был его отец Айсиньгёро Цзайфэн (1883-1951). Сам же император никогда не обладал полнотой власти, а имел лишь титул и привилегии, при этом не имея право покидать место своего обитания - «Запретный город» а Пекине. До 18 лет мальчик жил, окружённый свитой и слугами, получая образование от учителей, присланных из Европы, в частности, из Англии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В 1925 г. Пу И был лишён своего титула и поселился в японском районе Китая. В те времена территория Китая ещё была поделена между собой несколькими странами. С этого времени начинается влияние японцев на Пу И. Организуется «двор императора в изгнании». 1 марта 1932 г. в провинции Маньчжурия под протекторатом Японии было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го, главой которого стал Пу И. С марта 1934 г. он стал именоваться императором Даманьчжоу-диго - Великой Маньчжурской империи.

Кадр из фильма император с женой
Кадр из фильма император с женой

Нельзя не заметить, что вся эта ситуация кое-что напоминает в сегодняшнем времени. Естественно во время Второй Мировой войны Пу И сотрудничал с Японией и Германией.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В августе 1945 г. Пу И при попытке бегства был взят в плен советскими десантниками. Это тоже показано в фильме. После этого он содержался в тюрьме на Лубянке. затем в лагере для военнопленных под Хабаровском. Был свидетелем обвинения на Токийском процессе в августе 1946 года и давал показания в течение 8 дней. Про Нюрнбергский трибунал знают все, а про аналогичный Токийский, говорят значительно реже. Для справки:

«Токийский процесс – суд, проходивший в Токио с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 над японскими военными. Для проведения процесса был сформирован специальный судебный орган, в состав которого вошли 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины. В качестве обвиняемых к участию в процессе было привлечено 29 человек главным образом из чи-сла высшего военного и гражданского руководства Японской империи. 7 обвиняемых, включая двух бывших премьер-министров Коки Хирота и Хидэки Тодзио,были приговорены к смертной казни через повешение и казнены 23 декабря 1948 во дворе тюрьмы Сугамо в Токио. 15 обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению, 3 из них умерли в тюрьме, остальные 13 были помилованы в 1955. К 20 годам заключения был приговорён Сигэнори Того – министр иностранных дел и министр по делам Великой Восточной Азии; умер в тюрьме в 1949. К 7 годам заключения был приговорён Мамору Сигэмицу – посол в СССР; в 1950 он был помилован. 2 обвиняемых умерли во время процесса, 1 был признан невменяемым в связи с психическим заболеванием; премьер-министр в 1937-1939 и 1940-1941 г. Фумимаро Коноэ, покончил жизнь самоубийством накануне ареста. Все не казнённые и не умершие в заключении осуждённые, к 1955 оказались на свободе. Двое из них вернулись к политической деятельности и занимали высокие посты в японском правительстве. Мамору Сигэмицу стал министром иностранных дел и первым представителем Японии в ООН. Приговорённый к пожизненному заключению Окинори Кая в 1963 был министром юстиции, а ушёл из политики только в 1972. Члены императорской семьи и разработчики бактериологического оружия, экспериментировавшие на военно-пленных, получили иммунитет от судебного преследования».

Был ещё «Хабаровский процесс – суд над группой бывших военнослужащих японской Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия. Суд проходил с 25 по 30 декабря 1949. Обвиняемым вменялось в вину создание в Квантунской армии специальных подразделений: «отряд 731», «отряд 100», занятых разработкой бактериологического оружия, в частности, разведением бактерий чумы, холеры, сибирской язвы и других тяжёлых заболеваний, проведение экспериментов над людьми, в том числе советскими военнопленными, по заражению их этими заболеваниями, использование бактериологического оружия против Китая. Вина всех обвиняемых была доказана в ходе процесса, и всем им, с учётом степени виновности, были назначены наказания в виде различных сроков лишения свободы. К смертной казни не был приговорён никто, поскольку смертная казнь в СССР в то время была отменена. Всего было приговорено 12 человек, 4 из них на 25 лет заключения, 2 на 20 лет, остальные на 18, 15, 12, 10, 3, 2 года. Лица, осуждённые на непродолжительные сроки, отбыли их полностью и были отправлены на родину. Одного из них перед отъездом ещё и повозили по Москве, показав ему достопримечательности советской столицы. Осуждённые на длительные сроки, отбыли в заключении в тюрьме в Иваново только 7 лет, причём в достаточно комфортабельных условиях. Перед отправкой на родину в 1956 г. их одели по последней моде, в Хабаровске в их честь был устроен пышный банкет. Вернувшись в Японию, ни один из японских генералов, причастных к разработке БО, не написал мемуаров о «сталинских застенках», хотя им за это предлагались большие деньги». Видите каким демократичным был тогда СССР.

По сути на этом реальная значимость Пу И как ценного свидетеля была исчерпана, сам он это отлично понимал. Стараясь поднять себе значения для советской власти, бывший император решил по старому восточному обычаю преподнести ей ценный подарок и пожертвовал на восстановление разрушенного войной хозяйства СССР имевшиеся при нем сокровища. «Чтобы избежать наказания, я применил испытанный метод,» — писал Пу позднее в своей книге — «Поскольку мою судьбу решал Советский Союз, следовало снискать его расположение. И я под предлогом помощи послевоенному экономическому строительству передал Советскому Союзу мои драгоценности и украшения.».

«По явно заниженным и скромным подсчетам, переданные золото и драгоценности оценивались более чем в 900 тысяч рублей».
В 1949 г. в письме лично к Сталину Пу И писал: «С чувством глубочайшей и величайшей искренности я позволяю себе просить Правительство СССР принять от меня драгоценности с тем, чтобы использовать их в послевоенном фонде восстановления и развития народного хозяйства СССР.». Правда, это было далеко не все, что на тот момент имел при себе отставной император. Что-то было передано на хранение в местный буддийский храм. Наиболее ценные вещи прятал в чемодане с двойным дном его брат Пу Дэ и другие представители его свиты.

Вплоть до 1950 г. Пу И со свитой жил в относительном комфорте на спецдаче Красная горка около Хабаровска. Однако Сталину куда важнее показалась дружба с Мао Дзэдуном, нежели содержание в плену бывшего, уже ставшего бесполезным, императора. Было принято решение выдать Пу И Китаю. По утверждению полковника Клыкова, осуществлявшего передачу высокопоставленных пленников: «Пу И, члены его свиты, министры, генералы и бывшие чиновники правительства Маньчжоу-Го — всего 58 человек — переданы представителю правительства КНР вместе с принадлежащими Пу И и его свите личными ценностями.»

В Китае Пу И также содержался в тюрьме до 1959 г, затем был освобожден, как «перевоспитавшийся» по особому разрешению Мао Цзэдуна. С 1959 года он поселился вновь в Пекине, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке. Осенью 1961 года состоялась встреча с председателем КНР Мао Цзэдуном.

 Мао Дзэдун и Пу И
Мао Дзэдун и Пу И

С 1964 года Пу И был членом политико-консультативного совета КНР. С одобрения Мао Цзэдуна написал мемуары «Первая половина жизни» (в английском переводе — «От императора до гражданина»), отрывки из которой я приводил выше.

Пу И умер 17 октября 1967 года от рака почки. Несмотря на то, что у него было 5 жён и многочисленные связи, детей у бывшего императора не осталось.

Айсиньгёро Пу И (1906-1967)
Айсиньгёро Пу И (1906-1967)

Такая вот история. Сам фильм «Последний император» многим покажется неинтересным и затянутым, (прокатная версия фильма идёт почти 3 часа, а режиссёрская почти 4 часа) а если не знать некоторых фактов, названных в статье, то и непонятным. Бертолуччи постарался в плане воссоздания исторической обстановки, но не в плане заинтересовать зрителя. Поэтому я и не писал об этом фильме раньше. Но историческая ценность этого фильма очень большая. Хоть это и не лучший фильм Бернардо, именно за него режиссёр получил больше всего наград.

Раз уж я упомянул китайского императора, стоит сказать и о нашем императоре: 14 января на НТВ состоялась премьера расширенной 4-ёх серийной версии документально-художественного фильма

Пётр I: последний царь и первый император (2022)

-15

В ноябре 2022 г. в кинотеатрах выходила укороченная почти 2-часовая версия проекта. По ТВ и в интернете вышла полная версия, идущая 2 часа 40 минут. Это очень редкий жанр. Таких проектов можно по пальцам пересчитать. И надо отдать создателям должное: проект масштабный с примением не только живой игры актёров, но и мультипликации, и компьютерной графики, с рассказчиком Хабенским, со вставками интервью различных историков. Графика очень качественная, так что выглядит всё правдоподобно. Много исторических фактов, но есть и художественный вымысел. Проект получился.

Петра сыграл Иван Колесников, кому-то он понравился в этой роли, кому-то нет
Петра сыграл Иван Колесников, кому-то он понравился в этой роли, кому-то нет

Это интересная коллаборация разных жанров и форм повествования. Проект определенно заслуживает внимания. Скорей всего, в будущем таких проектов будет больше. Через них людям разных возрастов легче узнавать и понимать свою историю. Учебную литератору никто не отменит, но у кино охват аудитории несоизмеримо больше.

Вернёмся к итальянскому кино.

Больше чем через месяц, в последний день зимы я посмотрел ещё один фильм Бернардо Бертолуччи:

КОНФОРМИСТ (1970)

-17

Психологический триллер на тему вновь актуальную сегодня. 1938 г. 33-летний Марчелло вступает в фашистскую партию. У него спрашивают: «Некоторые сотрудничают с нами из страха, некоторые — из-за денег, другие верят в фашистские идеалы. Вы не подпадаете ни под одну из категорий». Чуть позже Марчелло получает от итальянской разведки задание, поехать в Париж и проследить там за антифашистским профессором, бывшем учителем Марчелло, который уехал из Италии после прихода к власти Муссолини. Марчелло вместе со своей невестой брюнеткой Джулией отправляется в свадебное путешествие в Париж. Там Марчелло встречается с профессором и его женой-блондинкой Анной, которая значительно моложе мужа. Между Анной и Марчелло возникает связь. Позже между Анной и Джулией тоже возникает связь. Да и сам Марчелло не может определится со своей ориентацией, вспоминая своё детство.

Кадр из фильма две жены танцуют танго
Кадр из фильма две жены танцуют танго

От куратора Марчелло получает приказ ликвидировать профессора. Ему передают пистолет, но Марчелло говорит, что боится, что не будет убивать знакомого ему человека, чуть ли не со слезами на глазах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Позже водитель Марчелло скажет: «Трус, расстреливал бы таких сразу». Убьют ли профессора я говорить не буду. Тут важно другое.

«Конформист» – это фильм о человеке, который приспосабливается под обстоятельства, дабы сделать хорошую карьеру и быть, как другие. Он вроде бы понимает, что преступления фашистов это плохо, но для него это не особо важно. И конечно, страх: он понимает, не сделай он так, как требуют обстоятельства, его убьют. Поэтому, если даже не участвовать в преступлениях самому, можно просто не мешать, постоять в стороне.

Кадр из фильма хорошая актёрская игра Жан-Луи Трентиньяна (1930-2022)
Кадр из фильма хорошая актёрская игра Жан-Луи Трентиньяна (1930-2022)

Когда спустя 5 лет по радио объявляют, что Муссолини отстранён от власти и в Риме начинают сносить памятники бывшему обожаемому правителю, тут же перестраивается и Марчелло. Об этом фильме в интернете много написано,есть всесторонний анализ и разбор значения деталей и диалогов, отличие фильма от книги, поэтому я писать об этом не буду. Сами сможете найти, кому интересно. Скажу про другое.

Этот фильм показывали в Советском Союзе то ли в 1971, то ли в 1976 г. Естественно все эротические сцены и некоторые другие моменты из него были вырезаны, а оставшуюся часть перемонтировали и сделали чёрно-белой, хотя в этом фильме важна игра цвета, света и тени. Когда фильм показывали по ОТР в полном варианте, перевод мне не понравился, и я нашёл в интернете цветную полную версию со вставками советского дубляжа, с ним смотреть гораздо приятнее.

Понятно, что многих отпугивают всякие сексуальные намёки в фильме, но тут надо сказать, что в те времена в фашистских рядах Италии и Германии действительно было много людей с нетрадиционной ориентацией, а 29-летний на тот момент режиссёр увлекался философским учением Зигмунда Фрейда, а тот, как известно был помешан на сексуальности и разного рода отклонениях. Сегодня на фоне постоянных новостей об ЛГБТ и трансгендерах, сексуальные закидоны Бертолуччи выглядят невинными шалостями. Скорей всего, через это режиссёр хотел показать процесс деградации общества, что собственно и произошло сегодня окончательно.

Да, и в те времена снимать о фашизме в Италии было не принято, (а сейчас тем более) так что сама главная тема, поднятая в фильме, провокационная. И фильм безусловно заслуживает внимания, учитывая то, что сейчас происходит в мире. Ценность этого фильма зрители и критики поняли только спустя десятилетия.

Бернардо Бертолуччи (16 марта 1940-26 ноября 2018)
Бернардо Бертолуччи (16 марта 1940-26 ноября 2018)

Не могу не сказать о ещё одном итальянском фильме, тоже выходившем в советском прокате:

4. СОВА ПОЯВЛЯЕТСЯ ДНЁМ (1968; в мире известен как «День совы»)

-22

Дамиано Домиани ещё один выдающийся итальянский режиссёр. Я уже упоминал в одной из статей о его политическом вестерне «Пуля для генерала» (1966 в СССР выходил под названием «Золотая пуля», а итальянское название «Эль Чунчо, кто его знает?»,) о Мексиканской революции 1910-1917 г. В фильме режиссёр показал, что и тут не обошлось без вмешательства одной очень известной, соседней с Мексикой страны, считающей себя самой демократической.

-23

«Пуля» принесла Домиани первый успех и закрепила целый подвид вестернов, где действие происходит именно во время Мексиканской революции (такие фильмы были и раньше, но именно «Пуля» заставила обратить на них больше внимания и в дальнейшем появился ряд первоклассных фильмов на эту тему)

А Домиани стал снимать криминальные фильмы о борьбе с мафией и в 1970-тые у режиссёра сформировался цикл таких фильмов, первым из которых была «Сова». Как и «Пуля» «Сова» имеет под собой реальную основу. Сюжет фильма основан на книге Леонардо Шаши, которая в свою очередь основана на реальной истории убийства в 1947 г. профсоюзного активиста Аккурсио Миральи итальянской мафией. Действие в фильме происходит в небольшом городке на Сицилии, где все друг друга знают.
Назначенный в город новый капитан карабинеров по фамилии Беллоди, расследует убийство руководителя строительной компании и странное исчезновение рабочего, возле дома которого и произошло преступление...

Франко Неро в роли капитана Беллоди
Франко Неро в роли капитана Беллоди

Когда смотришь этот фильм становится понятно, что он предвестник «Спрута», за который Домиани возьмётся спустя 16 лет. Тоже Сицилия, такой же характер у главного героя. Изначально именно Франко Неро должен был играть комиссара Каттани, но повезло Плачидо.

«Сова появляется днём» также как и «Спрут», не устарела и спустя десятилетия стало только более актуальной для нашего зрителя. Вот что значит классика! За свои криминальные фильмы Дамиано Домиани получил прозвище «главного борца с мафией». Почти все эти фильмы выходили в СССР в немного урезанном виде, но некоторые из них советские и российские зрители не видели никогда, благо сейчас всё доступно в интернете. Крайний свой фильм Домиани снял в 2002 г.

 Дамиано Домиани (23 июля 1922-7 марта 2013)
Дамиано Домиани (23 июля 1922-7 марта 2013)

Такие вот фильмы.