Казалось бы, совсем недавно начался переход на 8-ступенчатые АКПП. Производители утверждают, что этот вариант самый экономичный. Однако сейчас западные СМИ изредка пишут, что эти коробки скоро заменят на 9-ступенчатые. Стоит понять, зачем это нужно.
В основе необходимости увеличения количества степеней лежит тот факт, что в ЕС вступили в силу новые экологические стандарты. Теперь выбросы углекислого газа в атмосферу не должны превышать 120 г/км, а в дальнейшем этот показатель следует постепенно снизить до 90 г/км. С технической точки зрения это возможно только при частоте вращения двигателя в диапазоне 1500-2000 об/мин. Однако во многих современных автомобилях этот показатель значительно выше. А уменьшить его можно только в том случае, если использовать редуктор с большим количеством ступеней.
Это техническое решение дает наилучший результат в условиях обычной городской езды, где скорость не превышает 65-80 км/ч. Однако тесты показывают, что за городом, если только водитель не пытается разогнаться выше 110 км/ч, 8-ступенчатая коробка передач не позволяет превысить заданное число оборотов. Проблема в том, что в Европе тоже есть автобаны без ограничения скорости. Тогда для достижения желаемого результата потребуется 9-ступенчатая коробка передач.
Mercedes-Benz стал пионером в этой области. Компания разработала 9-ступенчатую коробку передач под названием 9G-Tronic. Его начали устанавливать на E350 BlueTec. Испытания показали, что по сравнению с аналогичными моделями, оснащенными 7-ступенчатыми коробками передач, значительно снижен расход топлива, но только в городских условиях. В загородной езде заметной разницы не заметил. Однако КПД новой трансмиссии составляет 92%, тогда как в предыдущем поколении он не достиг даже 86%.
Впоследствии бренд Land Rover взялся за разработку 9-ступенчатой трансмиссии. Поскольку изначально его планировалось устанавливать на автомобили с поперечным расположением двигателя, бренду удалось сделать новые агрегаты более компактными. А за городом они показывают даже лучшие результаты, чем немецкие.