Найти в Дзене

Частное землевладение

Длительное время в истории человечества основным капитальным ресурсом была пригодная для сельского хозяйства земля. Поэтому первым крупно товарным общественным укладом в сфере частного производства стало частное землевладение, как интеграция натуральных хозяйств. С помощью такой интеграции удалось урегулировать отношения борьбы за обрабатываемые земельные ресурсы между пользователями натуральных хозяйств.

Можно выделить следующие ключевые особенности частного землевладения:

· Донаторами частного землевладения выступают зависимые земледельцы, как хозяева крестьянского натурального хозяйства, то есть, частное землевладение всегда интегрировано с крестьянским натуральным хозяйством. В этом смысле она кардинально отличается от плантаций и латифундий. Плантации и латифундии также эксплуатируют земельный ресурс, но добавленная стоимость для владельцев создается трудом наемных работников, а не зависимых крестьян.

· Для мелкого и среднего частного землевладения роли бенефициара и руководителя совмещены в одном социальном слое – землевладельцы

· Для крупного частного землевладения роли бенефициара и руководителя разделены и, соответственно, порождают два социальных слоя – земельные магнаты и управляющие-мажордомы

· Частное землевладение ориентировано на потребление произведенной продукции. Частное землевладение не предполагает вложений получаемых доходов в капитал, так как не нуждается в механизации. Даже в случае орошаемого земледелия основные капитальные вложения в магистральную инфраструктуру (каналы, дамбы, водохранилища) осуществлялись за государственный счет. На этапе феодализма, землевладелец был вовлечен в процесс реализации продукта, так как получал его в натуральной форме. Но и в этом случае полученные продукты шли в основном на оплату служебных обязанностей феодала (феодальная общественная служба) и личное потребление его слуг. При переходе к абсолютизму, помещик получал свою ренту в денежном выражении, которая полностью шла на его личное потребление.

· Как правило, частное землевладения, интегрировано с домовым хозяйством собственника, что, естественно, так как таким образом реализуется использование бенефиций от земельного владения.

Частное землевладение порождает обычную пяти уровневую иерархию ролей и порождает следующие социальные слои:

· Землевладельцы – бенефициары и руководители мелкого и среднего поместья

· Земельные магнаты – бенефициары крупного землевладения

· Управляющие-мажордомы – руководители поместья в крупном землевладении

· Квалифицированные слуги – специалисты, в основном в домовом хозяйства

· Слуги – массовые работники по управлению и обслуживанию поместья

· Зависимые крестьяне – донаторы частного землевладения.

Еще при племенном строе зародились функции регулирования земельных отношений и, соответственно, получения прибыли за счет этого. Выгодоприобретателями этой функции стали вожди. Но, на данном этапе, данная функция еще не отделилась от функции общественного управления, так как земля рассматривалась, в основном, как управляемая территория, а не как частнособственническая обрабатываемая земля. Одновременно формируется домовое хозяйство, как крупно товарный уклад для обслуживания вождей.

На этапе феодально-рабовладельческого строя, когда интенсивные методы ведения сельского хозяйства существенно повысили ценность именно обрабатываемой земли, а не просто контролируемой территории, происходит выделение из племенного управления частного землевладения. Критически важных на этом этапе являлась также зависимость держателей натуральных наделов от землевладельца, так как собственно обрабатываемая земля становится капиталом при наличии гарантированной, зависимой рабочей силы. Одновременно, землевладение сливается с домовым хозяйством вождей в части использования ренты от земельных владений. Таким образом формируется феодальное частное землевладение в форме феодального поместья.

Особенностью феодального поместья является его интегрированность в феодальное управление. Собираемые налоги не могли покрыть расходы и сформировать достаточные бенефиции по управлению. Поэтому управляющие (феодальные бароны), специалисты (рыцари), да и собственно властители (герцоги) получали свои доходы в натуральной форме – в виде оброка и барщины с земельных владений. В данном случае не имеет значения, пользуется ли землевладелец земельным наделом как юридический собственник, или формально земля принадлежит государству или церкви. Суть в том, что именно землевладелец пользуется результатами труда зависимых крестьян, осуществляя за это служебные обязанности за счет собранных средств, в военной, административной или церковной сфере. Из оброка же финансировались и личные расходы феодала через дворовое хозяйство, являющееся неотъемлемой частью феодального поместья.

При переходе к абсолютизму меняется роль частных землевладельцев. Абсолютистское государство переходит на налоговое финансирование своих расходов. Поэтому помещики освобождаются от обязательной службы, но, взамен, становятся плательщиками земельного налога в пользу государства. Формально, плательщиками земельного налога являются крестьяне, но так как государство не в состоянии контролировать эти платежи, именно помещики являются налоговыми агентами, которые отчуждают часть собранной с зависимых крестьян ренты в пользу государства. В части оставшегося в их распоряжении дохода, помещики вольны использовать его для личных целей по своему усмотрению. Таким образом формируется дворянское поместье. Надо отметить, что на этапе абсолютизма рост общественной производительности труда в сельском хозяйстве превышает скорость прироста населения, что порождает относительное сельскохозяйственное перенаселение. В этих условиях дворянские поместья не могут обеспечить средствами существования всех закрепленных крестьян. Происходит личное освобождение крестьян, которые покидают деревню и пополняют ряды наемных работников мануфактур, которые как раз испытывают дефицит свободных рабочих рук.

На этапе авторитаризма, крупное частное землевладение, как рентное предприятие общин натуральных производителей, уже не может обеспечивать требуемый уровень производительности труда. Также генерируемый за счет рентных платежей доход не может конкурировать с доходами от крупных частных предприятий, построенных на наемном труде (плантаций).

Поэтому на этапе становления авторитаризма крупное частное землевладение, как крупно товарный общественный уклад, прекращает свое существование. Частично оно трансформируется в плантационное хозяйство – частное производство в сельскохозяйственной сфере, основанное на наемном труде. При этом зависимые крестьяне лишаются своего хозяйства и становятся наемными работниками, получающими за труд заработную плату.

По большей же части, происходит выкуп поместий, земля переходит к обрабатывающим ее крестьянам платно (выкупается за их счет) или бесплатно (выкупается государством и передаётся крестьянам), бенефициары поместий становятся обладателями денежного капитала и переходят в другие социальные слои на другие роли (например, частных предпринимателей или специалистов государственного управления).

В результате ликвидации крупного частного землевладения при авторитаризме на некоторое время формируется мелкое частное землевладение и социальный слой крестьян-землевладельцев, как симбиоз не крупно товарного, как ранее, а мелкотоварного и натурального укладов в сельскохозяйственной сфере. Но дальнейшее развитие производительности труда также приводит к трансформации этого уклада в фермерские хозяйства, как полностью товарное производство, или поглощению мелких хозяйств крупными частными производствами.

Таким образом, частное землевладение как форма крупно товарного общественного уклада с интеграцией натурального хозяйства, на этапе становления авторитаризма прекращает свое существование. Естественно, при постиндустриализме оно нет представлено.