— Чемпионат проходит под эгидой Межрегиональной федерации чтения, — рассказал один из организаторов петербургский культуролог Олег Цвингер. — Его придумали одиннадцать лет назад в одном из книжных магазинов Новосибирска, а дальше состязание покатилось по всей стране подобно лавине. #INJECT_1# Вместе с Россией в чемпионате в нынешнем году участвуют страны Северной Африки, Иордания, Турция и Германия. Из ближнего зарубежья — Белоруссия, Грузия, Казахстан и Эстония. Все турниры проходят только на русском языке и служат кроме всего прочего еще и своего рода средством объединения представителей русской культуры за рубежом. — Весь этот проект основан, главным образом, на дружеских связях и делается людьми, которые имеют отношение к книжному миру, сами были участниками чемпионатов, а теперь благодаря своему личному энтузиазму продолжают этим заниматься, — поясняет Цвингер. — Говоря высокими словами, миссия проекта — поддержать любовь к чтению. А для этого мы предлагаем начать с малого — собраться в кругу единомышленников и почитать друг другу вслух. В Петербурге партнером чемпионата выступает библиотека имени Маяковского, причем каждый год — разные ее площадки. В нынешнем году — филиал, расположенный в культурном пространстве «Севкабель» на Кожевенной линии Васильевского острова. По словам организаторов, динамика радует: в позапрошлом году было 8 участников, в прошлом — 11, в этом году — 23. Люди самого разного возраста, от студентов до пенсионеров. Вообще участвовать в чемпионате мог абсолютно любой, единственное ограничение — 18+. Подготовиться к выступлению заранее невозможно: согласно правилам, участники не знают, какие именно тексты им предстоит прочитать. В нынешнем году в первом туре, отборочном, была предложена современная русская проза. На столе было разложено 23 книги — по количеству участников, и каждый из них выбирал наугад, не зная, что окажется в его руках: издания были обернуты в непрозрачную бумагу. Нужное место отмечено закладкой. Каждому была предоставлена возможность читать с обозначенного места в течение одной минуты. Но вовсе не на скорость чтения, а на его выразительность. Можно было прочитать всего пять предложений, но ярко и эмоционально… — Конечно, интересно, когда на подобные испытания приходят непрофессиональные чтецы. У тех есть опыт, но они и более предсказуемы в своих эмоциях. Люди из других сфер, возможно, не обладают такими навыками, но порой выглядят гораздо более свободно и естественно, — поясняет Цвингер. Члены жюри — актеры и специалисты по технике речи — ставили каждому участнику две оценки по шестибалльной шкале: за технику речи и артистизм. Десять соревнующихся, набравших наибольшее количество баллов, прошли во второй тур, в котором каждому предстояло прочитать стихи Бальмонта. В третьем туре участникам предложили произведения зарубежной прозы, и снова каждому давалась одна минута. Победитель петербургского этапа Павел Ломакин участвовал в чемпионате уже в третий раз, но выиграл впервые. — Несколько лет назад друзья сказали мне, что мое чтение приятно слушать, — говорит Ломакин. — Попробовал записать себя. Купил микрофон, начал читать и внезапно осознал, что все не так просто. Прошел год, пока я смог научиться читать так, чтобы не было стыдно себя слушать. А чтобы найти свой голос, овладеть им, наработать свое звучание, понадобилось еще больше времени… Однако на чемпионате даже опыт не избавляет от волнения. Как бы ты ни был уверен в своих силах, сколько бы прочитанных вслух книг ни было в твоем багаже, едва выходишь на сцену, понимаешь, что единственный соперник — это ты сам.
В Петербурге проходит международный чемпионат по чтению вслух
6 марта 20236 мар 2023
7
2 мин