Календарная зима у нас уже закончилась с последним перевёрнутым листом месяца февраля, но то, что творится за окном назвать весной всё ещё трудно, вся власть пока ещё в руках седовласой зимы. Поэтому самое время нам сегодня поговорить о таком интересном вопросе, как о влиянии снега на движение поезда. Автолюбители хорошо знают, что уже несколько сантиметров нерасчищенного снежного целика по всей дороге способны остановить практически любой моноприводный автомобиль. А как обстоят дела с мощным локомотивом, у которого полный привод, благодаря всем обмоторенным осям? Как уровень выпавшего снега повлияет на его ход, и может ли повлиять вообще?
Пассажиры топчутся на перроне в ожидании появления своего поезда, который должен вот-вот строго по графику прибыть из снежной пелены на станцию. Проходит время и поезд буквально из снежной пелены минута в минуту как и положено прибывает к пассажирской платформе.
Пассажиры воспринимают происходящее ничуть не удивляясь увиденному, для них в этом кажется нет ничего не обычного, пришёл по расписанию поезд без опоздания — ну и ладно. А что же происходит в это время на перегоне в кабине локомотива? Неужели снег действительно не преграда для движения поезда?
Смотря какой снег, и насколько хорошо содержится на данном участке железнодорожная инфраструктура. Участки с большой интенсивностью движения поездов зимой регулярно очищаются от снега с помощью специальной путевой техники, вроде машин СДПМ, снегового струга и других.
Однако стихия так лихо может разгуляться, когда в один момент выпадет за день чуть ли не месячная норма осадков, и тогда придётся очень туго, особенно на малодеятельных железных дорогах, где расходы на содержания инфраструктуры сокращены до минимума и следить за дорогой практически некому. Пока закажут снегоочиститель с ближайшего крупного узла, где есть база такой техники, пока её пригонят, пройдёт не мало времени. А между тем железная дорога является предприятием непрерывного цикла, работает днём и ночью и без выходных или праздничных дней.
Хорошо очищенный путь после прохода машины СДПМ (на жаргоне железнодорожников "снегодуй") должен выглядеть вот так.
А вот так выглядит снежный целик на малодеятельной Бологое-Полоцкой дороге (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД) после обильного ночного снегопада, когда ещё ни один поезд здесь не проезжал со вчерашнего дня.
И такой путь, засыпанный снегом выше головок рельс будет сильно затруднять движение поезда. Это является отклонением от нормы в содержании инфраструктуры. Машинисту придётся хорошо наваливать, добавляя позиции контроллера больше обычного, пережигать дорогостоящее дизельное топливо на тепловозе или электроэнергию на электровозе, чтобы преодолеть сопротивление движению, которое оказывает выпавший снег.
В противном случае, если этого не делать, пассажирский поезд действительно будет сильно отставать от графика, а если говорить про грузовой, то не выдерживать перегонный ход и тем самым задерживать другие поезда на участке. По проторенному другими поездами пути ехать конечно же куда легче, чем по целику.
Однако и такой путь, с высотой снега выше головок рельс не является нормой. В этом случае машинист обязан передать дежурной ближайшей станции замечание о том, что на таком-то перегоне уровень снега выше головки рельса.
В моей поездной работе машиниста случалось было такое, что после остановки у пассажирской платформы из-за снежного целика пригородный поезд всего с 1-2 вагонами под мощным ТЭП70 на растянутых автосцепках не мог тронутся с места даже на 2-3 позициях. Приходилось каждый раз после остановки сжимать автосцепки на величину свободного хода, чтобы затем тронуться от платформы. Ветераны депо Осташков (бывшее ТЧ-34) неоднократно наперебой мне рассказывали, когда высота выпавшего снега в районе станции Мартисово достигала автосцепки (справочно: из ПТЭ эта величина составляем 1080 мм). И тогда поезд ни в какую не трогался с места.
Приходилось осаживать немного назад вопреки правилам (что категорически запрещено теми же ПТЭ с пассажирскими поездами), и с разгона вновь врываться в снежную целину, пробивая дальше себе колею, пока поезд не встанет вновь или не выйдет на менее занесённый снегом участок.
На YouTube есть масса роликов, где на северных железных дорогах после бурана локомотивы вместе с поездами заметает по самую крышу, так что, казалось бы, и до весны уже его не вытащить оттуда никакой силой. Однако существует специальная путевая техника — роторные снегоочистители, способные вызволять поезда и из такого снежного плена.
А на этом на сегодня всё и до встречи на канале! Напоследок ещё одно красивое фото этой уходящей снежной зимы.