От ракетных тормозов до газотурбинных двигателей: вещи, которые могли бы быть частью вашего автомобиля
Мы настолько привыкли к дизайну современных автомобилей, что редко задумываемся: а не могли ли они быть совсем другими? История полна примеров многообещающих технологий, которые не взлетели из-за мелких недостатков или даже чистой случайности.
Газотурбинные двигатели
Они уже более века используются в авиации, но только Chrysler когда-либо пытался внедрить их в автомобили. Их преимущества заключаются в том, что они имеют меньше движущихся частей и поэтому более устойчивы к повреждениям, а также в том, что они могут использовать различные виды топлива. Джордж Хюбнер работал над ними несколько десятков лет и даже выпустил несколько десятков автомобилей (с эмблемой Chrysler и купе Ghia) для длительных испытаний на обычных дорогах.
К сожалению, газотурбинный двигатель требует сложной процедуры запуска, много тратит даже по американским меркам и не отличается впечатляющей скоростью. Технология, вероятно, могла бы продвинуться вперед, но никто другой не взялся за нее, чтобы обеспечить конкуренцию, и в 1970-х годах Chrysler обанкротился, и правительство должно было его выручить, что отменило планы Хюбнера.
Двери типа "чайка"
В 1950-х Mercedes со своим 300SL превратил открывающиеся вверх двери в символ супер-роскоши и высокого стиля. С тех пор самые разные производители — от DeLorean до Tesla — пытались их навязать, но неизменно натыкались на препятствия.
Основных проблем четыре: эти двери снижают безопасность при опрокидывании, смещают центр тяжести автомобиля вверх, их трудно использовать в ограниченном пространстве, например, на подземных парковках, и, наконец, они довольно дороги и ненадежны.
Tesla попыталась решить первую проблему для модели Y, но открывающиеся вверх задние двери были основной причиной задержки модели и ее непомерной цены, поэтому мы не ожидаем, что что-то изменится в ближайшее время.
Электромагнитная подвеска
Несомненно, компания Bose ассоциируется у вас прежде всего с качественными аудиосистемами и наушниками. Но в конце 1970-х ее основатель, доктор Амар Бозе, задался целью создать идеальную автомобильную подвеску.
С помощью электромагнитов он смог сгладить абсолютно любые неровности и удержать машину в идеальном вертикальном положении в (почти) любых условиях.
Испытания показали, что технология действительно работает. Но он оказался настолько тяжелым и дорогим, что ни один производитель автомобилей не захотел его реализовывать. Сегодня часть его обитает в специальных сиденьях для машинистов путей. Год назад патент выкупила компания Clear Motion, еще неизвестно, что они будут с ним делать.
Ракетные тормоза
Уже в 1940-х годах несколько американских компаний начали изучать возможность использования ракет для экстренного торможения автомобилей. В тестах они, встроенные в переднюю крышку и с направленными вперед и вверх форсунками, создавали тормозное усилие до 2 г - очень обнадеживающая цифра. Однако безопасность оказалась проблемой, и от этой идеи отказались. В наши дни, когда в автомобилях установлены компьютеры и радары, такая система эффективно предотвратит подавляющее большинство наездов сзади.
Малый электрический городской транспорт
Проблема городского движения и загрязнения породила множество подобных решений, таких как Sinclair C5 сэра Клайва Синклера. Идея в том, чтобы иметь личный электрифицированный транспорт, который не загрязняет окружающую среду и не занимает место. Однако, когда он дебютировал в 1980-х годах, C5 стоил в восемь раз дороже велосипеда и не предлагал ни большей безопасности, ни большего удобства (у него даже не было крыши). Его батарея была ненадежной и имела слишком маленький пробег.
Последние проблемы в значительной степени решены в современных машинах, таких как Renault Twizy. Но еще более серьезным фактором является цена: на большинстве рынков Twizy стоит более 15 000 левов, и в то же время она не настолько мала, чтобы проезжать через пробки, как велосипеды и самокаты.
Паровые двигатели
Сегодня это может показаться вам невероятным, но в начале 20 века пар был таким же популярным двигателем для автомобилей, как и двигатель внутреннего сгорания. Паровые машины имели существенные недостатки - в основном огромный вес и малую скорость, но имели и достоинства. Неизвестно, как бы сложилась эта конкуренция, если бы именно тогда не были открыты рекордно новые месторождения нефти, что резко снизило ее цену и дало преимущество СУГ.
Сегодня паровые автомобили являются редкими предметами коллекционирования, принадлежащими таким энтузиастам, как Джей Лено (на фото).
Модульные отсеки
Идея автомобиля, способного выполнять самые разные задачи, не нова. Но первую действительно серьезную попытку предприняли Джорджио Джуджаро и его студия Italdesign. В 1982 году они представили концепцию Capsule — платформу с несколькими взаимозаменяемыми отсеками. Capsula может быть пассажирским минивэном, грузовым пикапом, машиной скорой помощи, открытой тележкой для гольфа и даже мобильным краном.
Десять лет спустя Mercedes-Benz также обыграл эту идею, представив в 1995 году в Женеве свой исследовательский автомобиль Vario. Это был автомобиль с четырьмя съемными крышами, благодаря чему его можно было превратить из лимузина в универсал, пикап и кабриолет. Смена заняла всего пятнадцать минут, а каждая из отдельных крыш была сделана из углеродного волокна — что-то неслыханное в то время — и весила не более 30 килограммов. Только одно останавливало проект от серийного производства: слишком высокая цена.
Небьющиеся окна
В 1940-х годах гениальный изобретатель Престон Такер радикально по-другому решил проблему разбитого стекла при аварии. В своем новаторском Tucker 48 он сделал лобовое стекло небьющимся, но за счет самоотделения при ударе. Это была лишь одна из многих оригинальных идей в этой машине. Однако всего через год компания была ликвидирована после фиктивного судебного разбирательства по делу о мошенничестве с акциями, которое, как позже выяснилось, стояло за интересами трех гигантов из Детройта.
Летающие автомобили
Уже в 1927 году Генри Форд начал эксперименты с одноместным автомобилем-самолетом, но отказался от них после гибели одного из летчиков-испытателей. С тех пор мечта об автомобиле, который при необходимости может летать, всегда была в пределах досягаемости, но так и не была реализована. Сегодня есть такие компании, как Terrafugia, которые предлагают рабочие гибриды, но им тоже нужны специальные взлетно-посадочные полосы. Кстати, глядя на движение на улицах, мы не задумываемся, что было бы в небе, если бы наши машины умели летать.
Роторные двигатели
Это технология, которая волновала автомобильных инженеров с момента первого патента Феликса Ванкеля в 1929 году. Но до сих пор преимущества роторов неизменно затмевались их недостатками: низкая тепловая эффективность, высокий расход масла и, прежде всего, слишком много вредных выбросов. . Тем не менее, такие компании, как Mazda, не отказываются от попыток решить эти проблемы.