#НКП_История #Казахстан #Жем #ГородИзТысячи
Жем – один из самых маленьких городов Казахстана. Когда-то бывший военный городок Эмба-5, или площадка №10 по документам тех времен, он был жилым центром испытательного полигона для советских систем противовоздушной обороны, позже переданного в аренду России. После ухода российских военных город долгое время был практически заброшен – несмотря на наличие нефтяных месторождений в окрестностях и на территории бывшего полигона. Власть рассказывает, как живут жители Жема сегодня.
Поезд Алматы-Шалкар прибывает в Эмбу. На остановку здесь есть всего 5 минут, и немногочисленные пассажиры быстро высаживаются. Сразу за вокзалом начинается город, больше напоминающий поселок, с малоэтажными частными домами и узкими неасфальтированными улочками, по которым, выделяясь своей ярко-оранжевой униформой, спешно шагают вахтовые рабочие нефтяных предприятий.
В десяти километрах отсюда – нынешний город Жем, а некогда секретный советский военный городок Эмба-5. Жители Эмбы называют его просто «городок». Сейчас им известно, что на полигоне возле него с шестидесятых годов проводились испытания советских ракет, но тогда о них почти никто ничего не слышал. Дорога до Жема занимает около получаса, и один из местных водителей соглашается довезти нас.
«В Эмбе-5 были всегда все продукты во времена дефицита, и они были очень дешевые, – вспоминает он по дороге. – Люди из Эмбы пытались проникнуть по полям в Эмбу-5. Их ловили и “закрывали”, но через знакомых в итоге выпускали… Плохо было из-за того, что у сельчан забирали пастбища [для нужд полигона]».
Асфальт сменяется бетоном первых площадок, а посреди заснеженной степи вырастают полуразрушенные здания военных частей, стены которых разобраны буквально по кирпичам. Кое-где из-под земли торчат выкопанные кабеля, а под сугробами виднеются отверстия подземных сооружений.
ПОЛИГОН
Испытательный полигон Эмба-5 расположен в центре Актюбинской области, в 200 км от Актобе. Изначально он занимал площадь около 3 млн гектаров – эта территория в 1955 году была передана в аренду вооруженным силам Советского Союза. С тех пор в разные годы в ходе соглашений его территория сокращалась.
С 1960-х и до конца 90-х здесь проводились испытания систем противовоздушной обороны и зенитных ракетных комплексов, таких, как «Круг», «Бук», «Тор», «Куб», «Оса», «Тунгуска», переносной ракетный комплекс «Игла». Рядом с полигоном был расположен военный аэродром «Карась». В 1999 году войсковую часть расформировали, а военную технику перевезли на российский полигон Капустин Яр, но до 2016 года Эмбинский полигон находился в аренде у Российской Федерации. В 2017 году началось переоформление документов для возвращения 300 тыс. га его нынешней территории Казахстану.
ГОРОД ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЙ
Улица, засаженная деревьями, пару часов назад укутанная снегом, окрасилась в золотистую осень. Она упирается в Дом культуры, возле которого бродят в поисках корма коровы с телятами. Из-за двери выглядывает охранник, Айдарбек Дуйсебаев, и приглашает нас зайти.
«Мы переехали в Жем в 1999 году из Эмбы – родители думали, что здесь будет развитие: работа и большие проекты. До 2000 года здесь и вправду все было хорошо. Потом ушли российские войска», – рассказывает он.
До 2001 года в городе работала большая котельная на нефти. «В какой-то момент, посередине зимы на ней произошла авария, – вспоминает Дуйсебаев. – Отопление, горячая вода – всё, кроме электричества, остановилось. Прямо посреди зимы! Заходим домой, а там иней. Это было, конечно, тяжелое время, везде был хаос. Мы все жили в многоэтажных домах, и таскали из оврага воду. Нагревали ее, наполняли баклашки и клали под одеяло, обнимали её, и вот так спали в куртках. Пережили так одну зиму. Следующей зимой мы уже поняли, что у нас вновь не будет отопления, и начали жечь буржуйки. Рубили деревья, в заброшенных домах срывали косяки дверей и окон, чтобы хоть как-то согреваться. Вот так жили несколько лет. Отопление было только в одном доме – там жили россияне. Тогда оставалось подразделение одной части, и они жили в доме №505. За 20 дней они соорудили котельную и спасли себя. А мы же думали: у нас аким есть, своя страна, свой город, и на них надеялись».
Внутри городка все выходило из строя, и многие уезжали. Дуйсебаев вспоминает, что пришедший тогда на пост акима Алимжан Корганбай собрал голоса жителей, после чего в Жем протянули газ.
«После этого город начал развиваться, мы так радовались. В 2001 году здесь появилась колония-поселение. Сюда этапировали заключенных, которым оставалось немного времени для отбытия наказания. До 9 часов вечера они гуляли у нас по улицам, потом их закрывали. Позже колонию переделали в большую тюрьму, и она в итоге стала тюрьмой самого строгого режима».
Вернувшись из армии в 2010, Дуйсебаев устроился туда охранником, и в итоге остался работать в тюрьме на одиннадцать с половиной лет.
«Порядка двух тысяч заключенных тут было, – вспоминает он. – Конечно, было очень тяжело, там же самые разные заключенные. Люди с самыми тяжелыми преступлениями». Тем не менее, по словам Дуйсебаева, жители не были против расположения тюрьмы в самом городе.
«Конечно, ходишь снаружи и страшно – тюрьма. Но потихоньку глаз привыкает. Здесь не было случаев терроризма или побегов. Когда была колония-поселение, был случай – один заключенный убил парня. Там металл сдавали, они поругались, и пошло-поехало. А так, тюрьма очень строго охранялась», – говорит мужчина.
В 2019 году тюрьму закрыли, а служащих и передислоцированных сюда солдат отправили в другие города. Дуйсебаеву пришлось ехать в Жанаозен.
«А там климат тяжелый, – говорит он. – Мне не подошел. Давление все не опускалось. Мне обещали, что передислоцируют. Ходил так, и в один день случился инсульт. Получил инвалидность и покинул службу».
Сейчас, по его словам, город начинает возрождаться, потому что здесь планируют разместить военную базу. «Многие бригады приступили к работам. Приезжали наши министры», – рассказывает мужчина, добавляя, что один из объектов, который планируется построить – склад для боеприпасов. В Минобороны Власти заявили, что информация о размещении склада “ограниченного распространения”,и отказались предоставить детали.
В департаменте экологии Актюбинской области на запрос Власти ответили, что на территории бывшего полигона и в городе Жем ведомство не проводило исследований о загрязнении территории радионуклидами и тяжелыми металлами. По данным учёных, с 2007 года в Мугалжарском районе отмечается рост заболеваемости новообразованиями, а с 2010 – болезнями крови и кроветворных органов, железодефицитной анемией и болезнями органов кровообращения. Показатели по этим заболеваниям также в основном превышали среднеобластные значения с 2007 по 2018 год.
В позапрошлом году планировалось лишить Жем статуса города, так как численность населения здесь не достигает и полутора тысяч человек.
В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
Нынешний аким города Жем Жуматай Бисенов говорит, что город не лишили статуса потому, что здесь мало кто сейчас занимается сельским хозяйством. Кроме того, по его словам, только небольшая часть домов в Жеме – частные постройки, остальные – многоквартирные.
В городе проживает 1459 человек. По данным акимата, из них около 80 человек работают вахтовым методом на нефтяных месторождениях Кенкияк и Жанажол – до последнего проложена железная дорога. «Пособие по безработице получают всего два человека в городе», – говорит аким. Кроме вахтовой работы, по его словам, жители заняты в строительстве – восстанавливают разрушенные дома. Бисенов также рассказывает, что раньше в городе работал нефтеперерабатывающий завод, однако предприятие обанкротилось. Теперь, отмечает аким, в городе ждут строительства нового нефтехимического комплекса.
При подписании документов о передаче территории бывшего полигона Казахстану говорилось о том, что его земли будут использоваться в сельскохозяйственных целях. Аким Жема, тем не менее, говорит, что территория была передана министерству обороны Казахстана. Ему же планируется отдать здание бывшей колонии в городе. На 20-й площадке полигона же, по его словам, уже идет строительство военных объектов – проект рассчитан на три года. Кроме того, на участке полигона ведет геологическую разведку «Эмбамунайгаз».
Сейчас Жем надеется на военных. В 2021 году сообщалось о планах перевести сюда воинскую часть из областного центра, и с тех пор город готовится принять 1500 семей военнослужащих и предоставить им жилье.
Часть территории на выезде из города огорожена забором, на нем – знак со словами «Запретная зона». По дороге мы встречаем молодую девушку в военной форме – она отказывается поговорить с нами, ссылаясь на секретность, но советует поискать в городе 505-й дом – тот самый, в котором остававшиеся российские военные когда-то построили себе котельную после аварии. Там и сейчас живут ветераны, служившие на полигоне в советское время, некоторые из них до сих пор работают, но уже в казахстанской воинской части.
Источник: https://vlast.kz/regiony/54153-zem-kak-byvsij-zakrytyj-sovetskij-voennyj-gorodok-nadeetsa-na-novuu-zizn.html
Жем. Как бывший закрытый советский военный городок надеется на новую жизнь
7 минут
129 прочтений
7 марта 2023