Найти тему

Владислав КОСАРЕВ: «Пою, потому что люблю...»

Хакасия в гастрольном графике артиста всегда стоит в начале года. Известный в России баритон Владислав Косарев не упускает возможности приехать в республику с концертами. Здесь его любят и ждут, особенно представительницы слабого пола. Певец действительно очень обаятельный, причем он находит время и для того, чтобы встретиться с поклонницами, а в этом году впервые состоялась неформальная встреча за чашкой чая.

Посмотреть артисту глаза в глаза, задать ему вопросы и получить заветный автограф — такую возможность упустить нельзя. Мы тоже с удовольствием встретились с Владиславом, тем более что планировали подобное интервью еще два года назад. Но пандемия и другие сложности помешали встрече. На этот раз все состоялось, самые интересные ответы и наблюдения об артисте — далее в нашем материале.

Он заходит в Малый зал Центра культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева с широкой улыбкой на лице. Простой в общении, он жмет руку оператору и галантно приглашает меня сесть. Владислав — настоящий кавалер, его имидж, поведение в жизни полностью соответствуют образу на сцене.

— Владислав, вы давно не были в Абакане, в Хакасии, скучали?

— Ну конечно! Говорю маэстро Вячеславу Инкижекову: как долго мы не виделись. Два года без Абакана, без Минусинска, Саяногорска... Да, скучал, признаюсь!

— А чем занимались? Пандемия как-то повлияла на вашу жизнь, прежде всего как артиста?

— Пандемия, коронавирус, многочисленные ограничения повлияли на нас всех. У меня в жизни случился новый опыт: я два года возглавлял филармонию в Республике Коми. Никогда не думал, что буду заниматься такой работой, практически два года я жил на два города — это Москва и Сыктывкар. Летал туда-обратно. Очень хороший город, мои коллеги по филармонии — творческие люди, с которыми мы отлично работали. Знаете, что я еще запомнил: в Сыктывкаре аэропорт находится в черте города, сел на автобус — и вот ты уже и на работе.

— Получается, вы очень цените время?

— Да, очень ценю. И мне его не хватает. Когда разбогатею, заведу себе личного секретаря, который бы планировал мой день правильно. К сожалению, случается так, что в круговороте дел забываешь о каких-нибудь событиях. Потом видишь заметку: ох, как я мог забыть!

Владислав Косарев родился в Смоленске, в обычной семье. Родители работали на заводе, теплые воспоминания артиста связаны с бабушкой и дедушкой. Добрые, открытые люди. Бабушка вела кружок русской песни в деревенской школе. Когда родные собирались вместе, то они обязательно пели. Родители любили песни популярных в то время исполнителей, Муслима Магомаева, бабушка и дедушка — военный репертуар. Владик тоже не оставался в стороне, в шесть лет он впервые вышел на сцену с сольным номером. Но даже не этот эпизод из жизни вспоминает артист в интервью. Что действительно запало в сердце навсегда, так это мамины песни, особенно колыбельные.

— У нас действительно в семье все пели. Музыка шла из души. Вот, вы знаете, многие говорят о себе: «У меня нет голоса». Я с этим не согласен, голос есть у всех, его нужно просто развивать, а еще в этом песня помогает, любимая мелодия. Хорошо, если она идет из самого сердца. Поют все люди, я считаю, нужно правильно голос оформить. Я помню мамины колыбельные. Одну из песен из фильма «Долгая дорога в дюнах»: «За печкою поет сверчок, спи, поскорей усни, сынок. Там, за окном, морозная ясная ночка звездная…»

— Владислав, мама, наверное, ваш главный поклонник?

— Я думаю, не только поклонник, но и критик, советчик, просто мне близкий человек. Она меня всегда поддерживала и поддерживает. От начала всех моих безумных увлечений. Ну, скажем, я увлекался ездой на мотоцикле. Потом было даже моржевание. Потом мое желание стать дирижером, потом вокалистом. Мама всегда говорит: «Сынок, ты все сделаешь правильно, с тобой все будет хорошо!» Это мне как напутствие по жизни. Сейчас моей маме 75 лет. Она следит за моим творчеством. Может сказать, когда я распеваюсь: «Сынок, по-моему, поджимаешь мышцы...» А я ей говорю: «Мама, извини, еще не распелся...» Я ее слушаю, хотя у нее нет специального образования. И вообще, поет не образование, еще раз подчеркну, а душа.

— Владислав, скажите, пожалуйста, вы чувствуете сейчас песенный голод? Эстрадных песен новых не так много, вы поете в основном репертуар военных лет, 70–80-х годов?

— Эти песни, я считаю, на все времена. Рядом с нами сейчас действительно много быстрой музыки. Я имею в виду не по звучанию, характеру, а просто мелодии быстро меняются, мы их даже не запоминаем. Меня часто спрашивают, какие у вас любимые песни? Да все очень просто — у меня нет нелюбимых. Все, что я пою, я люблю. Все эти песни вызывают в моей душе какие-то вибрации, именно этим я хочу поделиться со своими зрителями. Поэтому неважно, какой это жанр. Но оперу я, наверное, никогда не будут исполнять, это профессиональный «спорт», которым нужно заниматься с раннего детства. А вот камерный репертуар — это мое, особенно если есть возможность выступить с симфоническим, народным оркестром. Не под «минус»! Как говорила Эдит Пиаф: «Петь песни — лучшее занятие на свете!»

— Так, а что современная музыка?

— Вы знаете вот, например, оперным певцам проще. Они могут выучить пять мировых произведений классических и гастролировать с ними всю жизнь. С эстрадной музыкой сложнее, она зависит от времени. Прошла эпоха — прошла песня. Но то, что происходит с музыкой XX века, эстрадной музыкой, это тоже классика, которая, как оказалось, прошла испытание временем. Эти песни звучат очень современно, актуально. Особенно если песня идет в сопровождении симфонического оркестра. В электронной музыке, аранжировке все быстро меняется. Такой круговорот: сегодня ты у всех на устах, а завтра безнадежно отстал. Мне очень повезло, потому как у песен, исполненных с симфоническим оркестром, всегда будет свой зритель, поклонник, и они всегда будут вне времени. Да, это не молодежь, да, это не подростки, но люди, которые в своей жизни что-то пережили, испытали. И вот сейчас мы с маэстро занимаемся тем, что возвращаем на эстраду незаслуженно забытые песни, написанные теми же мастерами XX века. Из репертуара Муслима Магомаева спето не все!

— Есть песни, которые вас особенно трогают?

— Вы знаете, есть несколько песен, которые я выучил с дедом в далеком детстве. Начали мы с ним с «Дня Победы». И вообще две трети моего военного репертуара — это те песни, которые выучил с Георгием Андреевичем. Да, он воевал. Был в оккупации, и когда немцев прогнали со Смоленщины в сентябре 1943 года, он пошел на фронт. А с войны он вернулся в декабре 1946 года, потому что с мая 1945-го по декабрь 1946 года он воевал на Западной Украине. И если про Великую Отечественную от него можно было добиться немного скупых солдатских историй, то про эти полтора года он не рассказывал вообще ничего. Никогда. Фильмы про войну он вообще не мог смотреть, вставал и уходил: «Все, я навоевался». И для меня самая большая проблема, когда я пою эти военные песни, особенно «День Победы», сдержать слезы…

— Вы бы пожелали своим детям карьеру музыканта?

— Я бы пожелал свои детям заниматься любимым делом и служить людям через это самое дело. Потому что любая работа, любая профессия имеет как внешнюю сторону, так и скрытую. Наверное, профессия артиста, певца покажется кому-то такой праздничной, красивой: ты вышел на сцену, тебе дарят цветы, аплодируют... Но мало кто знает, что для того, чтобы сделать одну программу с двумя отделениями, надо столько труда, столько часов, столько нервов потратить. Сколько жизни надо потратить. Вообще для меня это — пахотный труд. Поэтому я бы пожелал им найти себя и найти ту работу, которая приносила бы им удовлетворение. Прежде всего, в моральном плане, когда ты знаешь: то, чем ты занимаешься, делает людей счастливее.

— Ваша главная мечта в жизни?

— Только одна! Чтобы мои близкие люди были здоровы и счастливы.

— А зрительный зал полон?

— Ну, знаете, придет время, когда я уйду со сцены, когда люди не будут смотреть на меня, я не буду смотреть в зал... Я не могу сказать, что буду об этом сожалеть, мне будет не хватать, конечно, сцены… (Пауза, задумывается.) Я бы очень хотел, чтобы на мое место пришли новые молодые, энергичные певцы, которые продолжили бы этот жанр — классику эстрады, открывали бы для зрителей эти прекрасные песни.

Беседовала
Дарья КАЗАК

-2
-3
-4
-5
-6