Найти в Дзене
Сценарист.ру

Об одноактных пьесах

Театр
Театр

Автор Валентин Красногоров

К одноактным пьесам относятся обычно снисходительно. Их не очень склонны ставить в профессиональных театрах (впрочем, моим пьесам в этом отношении повезло). Однако сам я люблю короткие пьесы, хотя писать их трудно, труднее, чем большие.

Мною написано около 40 одноактных пьес. http://krasnogorov.com/piesy/ Все они поставлены. 29 из них сгруппированы в различные тематические циклы: «Прелести измены», «Идеальная семья», «Две женщины». «Маленькие трагедии», и др. Жанровое разнообразие, возможность варьировать количественный и гендерный состав действующих лиц, малобюджетность, непременный зрительский успех привлекают к этим пьесам внимание многих театров разных стран.

В одноактовках остро нуждаются не только профессиональные театры, но и театральные вузы, молодежные студии, любительские театры и пр. И отнюдь не потому, что они «второсортный жанр».

Одноактовка требует от драмы всех достоинств и особенностей «большой» пьесы (идея, тема, завязка, кульминация, развязка, характеры и пр.) и в то же время - сжатости, афористичности.

Она охотно допускает любые эксперименты. Всевозможные театральные приемы: парадокс, гипербола, абсурд, хулиганство, - могут оказаться навязчивыми и утомительными в большой пьесе и, напротив, очень уместными и выигрышными в короткой. Называть их «пьесками», «сценками», «анекдотами», «отрывками», недооценивать их специфику, не понимать, что они обогащают театр – большая ошибка. Русская драматургия дала великолепные образцы этого жанра. Примером тому - одноактные пьесы Тургенева, Андреева, Чехова.

Режиссеры, не веря в самоценность жанра одноактной пьесы, обычно пытаются при постановке связать отдельные новеллы совсем разного жанра в спектакль с некоторым «единым решением», сделать из них многоактный спектакль, как бы одну пьесу (чем очень гордятся). Это приносит больше вреда, чем пользы. Спектакль насильственно становится однородным, тогда как прелесть одноактовок как раз в том, что они разные.

Одноактная пьеса – отдельный и очень интересный вид драматической литературы. Одноактовка сама является (должна являться) художественной целостностью, а не неким кирпичиком чего-то большего целого. Это не акты одной большой пьесы. И если в один вечер показывают три разных пьесы, это интереснее, чем показ одной. Из двух-четырех коротких пьес можно составить отличный полноценный спектакль.