Обмениваясь информацией, супруги могут принимать более выгодные для семьи решения. Но в том, с каким эффектом происходит обмен этой информацией, есть значимые гендерные различия, показали исследования: жены часто прислушиваются к мужьям, а мужья к женам – нет.
Долгое время экономические модели поведения семьи предполагали, что ее члены принимают решения, исходя из совокупного уровня доходов, а предпочтения могут определяться либо консенсусом, к которому приходят супруги, либо предпочтениями доминирующего партнера.
Модели с общими предпочтениями имели существенное практическое значение для социально-экономической политики: из них следовало, что политика трансфертов, ориентированная на конкретного члена семьи, не имеет смысла – кому бы в семье ни досталась выплата, результат будет одинаков. Однако пример Великобритании показал, что это не так.
В конце 1970-х гг. Великобритания поменяла схему начисления детских льгот: если раньше они преимущественно сводились к сокращению налоговых отчислений с заработной платы отца, то по новым правилам этот вычет заменили единой наличной выплатой матери. Сама сумма была довольно существенной: к 1980 г. она составляла около 500 фунтов в год, или порядка 8% среднего дохода мужчины в Великобритании.
Новшество привело к существенному изменению паттернов расходов домохозяйств – расходы сместились в пользу, в частности, детской одежды, то есть категории, изначально входившей в цели программы.
Более поздние исследования подтвердили, что домохозяйства необязательно функционируют как некий единый организм с общими предпочтениями: например, женщины, получающие трансферт, сильнее увеличивают расходы на продукты питания для семьи, чем получатели-мужчины.
На финансовые решения, принимаемые домохозяйствами, влияют также их ожидания и убеждения относительно экономической ситуации и собственных доходов – опросы, выявляющие подобные ожидания, во многих странах учитываются при принятии решений в сфере монетарной политики.
В свою очередь, на эти убеждения большое влияние может оказывать то, как информация распространяется между супругами.
Когда новую информацию получает только муж, его убеждения и убеждения жены меняются в ответ на полученные данные. Но если информацию получает жена, убеждения мужа остаются неизменными.