Мне вдруг подумалось, что сейчас идет время круглых дат в искусстве. Недавно мы отмечали 500 летие со дня смерти Рафаэля и 450 лет со дня рождения Караваджо.
Несмотря на пролетевшие века, картины мятежного гения до сих пор не оставляют равнодушными своих зрителей.
Вот например Амур Победитель (ради точности надо добавить, что так картину стали называть только после выхода биографии Караваджо, опубликованой в 1672 году Джованни Беллори).
Обычно Амура изображали милым мальчиком с золотыми стрелами, которые несли любовь.
Хоть были у него в запасе и свинцовые, несущие ненависть.
У Амура Караваджо стрелы позолочены, но выглядит он необычно.
Его черные крылья скорее говорят не о светлой любви, а о темной страсти.
Эта страсть бросила к ногам Амура все, что наполняет достоинством и смыслом человеческую жизнь: доспехи, научные и музыкальные инструменты.
Да и сам Амур, несмотря на то, что был написан с реальной модели, похож на фигуру Микеланджело «Дух победы».
Караваджо выбрал флорентийского гения в свои соперники. И его тайной всепоглощающей страстью было превзойти искусство Микеланджело.
И все же, в разговоре об этой картине не стоит забывать и о заказчике.
Работа писалась для маркиза Винченцо Джустиниани.
На его имя указывает латинская V в нотной тетради.
Семья маркиза правила греческим городом Хироси до 1566, об этом напоминает геральдическая корона, а сам маркиз занимался музыкой, литературой, архитектурой и астрономией.
Вот и объяснение инструментам. Да и воинская доблесть была ему не чужда, о ней напоминают доспехи.
Возможно, смысл картины в том, что , что все побеждает Винченцо Джустиани.
Но мне все же кажется, что Караваджо напомнил, о силе страсти, которая войдя в жизнь человека, может одержать власть над всем, что в ней было.
И хорошо, если эта страсть не заставит сгореть в своём всепоглощающем пламени, а откроет дорогу светлой любви, которая все сможет победить.