Найти тему
НИПИГАЗ

7 вопросов о профессии: инженеры по охране труда

Оглавление

#нипигаз #профессии

Соблюдение правил безопасности труда — одно из базовых требований к любой компании, которая хочет быть прибыльной и сохранять репутацию.

Создание безопасных условий труда – это не только журнал с подписями и пожарная сигнализация на потолке. Охрана труда — это целая концепция. В нее входят технические, медицинские, правовые, социальные аспекты защиты человека на производстве, оформленные в виде правил, инструкций, регламентов, тренингов. В совокупности эти направления и инструменты работают на минимизацию рисков для людей и бизнеса. Таким образом, основная задача специалистов по охране труда — предупредить персонал и обучить его работе без нарушений.

О профессии, ее задачах и том, как все работает нам рассказали специалисты службы охраны труда в НИПИГАЗе: эксперт службы охраны труда Виктор Сирош, главный эксперт службы охраны труда Стелла Сологубова и эксперт по обеспечению производственной безопасности в офисах Вячеслав Токарев.

1. В чем заключается работа специалиста по охране труда?

Стелла Сологубова: Тот, кто думает, что на такой должности можно сидеть и ничего не делать, ошибается. Должностные обязанности специалиста по охране труда очень обширны.

Как известно, нормативно-правовых актов в нашей сфере огромное количество: начиная от инструкций и заканчивая расчетами профессионального риска. Куда ни посмотри, везде должны быть положение, приказ, программа или инструкция. Поэтому первая задача — методологическая помощь, разработка, внедрение документов в соответствии с государственными требованиями.

Далее — регулярный контроль соблюдения требований при организации и проведении работ повышенной опасности, выполняемых на объектах строительства работниками подрядных организаций. Сюда входят контроль за своевременным инструктированием, обучением, требования по обеспечению безопасных условий труда при организации работ повышенной опасности, к оформлению документации на производство работ повышенной опасности. Также управление рисками, связанными с опасностями, возникающими при производстве работ и так далее.

Контроль за созданием безопасных условий труда персонала — тоже в зоне работы специалиста по охране труда. Этот пункт очень обширен. Сюда можно отнести и мониторинг за обеспечением в полном объеме спецодеждой, СИЗ (средствами индивидуальной защиты), смывающими и обеззараживающими средствами, обучением персонала, контроль за своевременным техническим обслуживанием оборудования и использованием только исправного инструмента. Помимо этого также наблюдение за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний. Контроль за соблюдением санитарного состояния рабочих мест сотрудников и мест отдыха.

Кроме того, отдел охраны труда занимается организацией проведения специальной оценки условий труда с последующим возмещением положенных работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.

И конечно, участие в расследовании несчастного случая на производстве. Точнее сказать, вся основная работа ложится на плечи специалиста по охране труда, если у вас произошел несчастный случай.

И так перечислять можно еще достаточно долго, потому как обязанностей много, и все зависит в первую очередь от специфики работы предприятия.

Виктор Сирош: В теории, охрана труда – это про отношения работника и его работодателя в области безопасности труда. Но мы в НИПИГАЗе понимаем этот термин гораздо шире. В ведении наших сотрудников по охране труда — безопасность как работников организации, так и тех, кто не связан трудовым договором с работодателем, пусть это будут даже участники экскурсии на площадке.

Наша главная цель — обеспечение такого уровня готовности к нештатным ситуациям, компетенций и навыков всех сотрудников, который позволит не допустить ни одного происшествия, и тем более несчастного случая.

2. Инженерам по охране труда обязательно нужно профильное образование или можно прийти в профессию из другого направления? Какими знаниями и опытом нужно обладать?

Стелла Сологубова: Сегодня требования к профессии довольно жестко регламентируются, поскольку от низкой подготовки специалиста по охране труда, могут страдать не только работники, но и сам работодатель. Для этого Минтруд приказом № 274н описал в профстандарте, что требуется от сотрудника:

1. Высшее образование по специальности «Техносферная безопасность», либо аналогичное, направленное на безопасность производственных процессов. Также возможна комбинация: любое высшее или среднее профессиональное образование плюс профпереподготовка по охране труда в объеме 256 часов.

2. Для сотрудников с высшим образованием требований к опыту работы нет, а вот если образование среднее профессиональное, то должен быть опыт не менее 3 лет работы в должности специалиста по охране труда.

3. При наличии на предприятии опасных производственных объектов необходимо иметь аттестацию по промышленной безопасности.

Виктор Сирош: Многие специалисты по охране труда вошли в профессию из других специальностей, некоторые — из инженерно-технических работников после профпереподготовки. У каждого своя личная история, свой путь, своя философия, но общая цель – сохранение жизни и здоровья человека. Стоит отметить, что по специальностям техносферной безопасности в России начали обучать совсем недавно, где-то с 2010 года.

Вячеслав Токарев: Чтобы прийти к профессии на практике, соискателям с релевантным образованием или прошедшим переподготовку, нужно хорошо владеть нормами, законодательными актами, следить за их изменениями, изучить большое количество нормативно-технической документации. Хорошим подспорьем для начинающего специалиста станет опыт работы «полевым» сотрудником, опыт в строительстве или на объектах эксплуатации.

3. Специалисты НИПИГАЗа работают в разных локациях — в каждой есть специалисты по охране труда? Насколько сильно различается работа с сотрудниками стройплощадки и с офисными коллективами?

Виктор Сирош: На всех проектах и локациях НИПИГАЗа работают специалисты по охране труда в различных функциях – специалисты обучения, отчетности, полевые специалисты. Различия в работе на стройплощадке и в офисе зависят от конкретного проекта.

На площадке объем работы и сфер контроля, как правило, больше. Возьмем для примера зону монтажа металлоконструкций или трубных спуллов. Здесь могут образоваться несколько сфер контроля одновременно: безопасность организации рабочих мест (в том числе на высоте), организация совмещенных работ со сторонними компаниями на одной площадке, организация площадки с применением грузоподъемных кранов. При этом, тут же могут выполнять сварочные работы, где должны соблюдаться требования пожарной безопасности. Все указанные виды работ обязательно сопровождаются проектными решениями, соответствие которым также является предметом контроля специалиста по охране труда.

Вячеслав Токарев: Специалисты в офисе разрабатывают документы, выезжают на стройплощадку и оценивают результаты их внедрения. А вот «полевые» специалисты, которые применяют их в ежедневной работе, выявляют слабые места регламентов и стандартов и выносят предложения по доработке.

4. Как выглядит рабочий день специалиста в вашей области? С какими процессами и задачами вы сталкиваетесь регулярно? С какими другими отделами вы ведете коммуникацию?

Стелла Сологубова: Рабочий день описать сложно, из-за специфики производства он получается собирательным. Каждый день на каждой локации всегда разный.

Где-то ежедневно проводят обучения, инструктажи, собрания с подрядчиками, совещания с топ-менеджментом. В других подразделениях разрабатывают документы, а где-то 80% рабочего времени составляет контроль выполнения работ повышенной опасности в суровых погодных условиях.

Трудно выделить отделы с которыми мы не коммуницируем.

В качестве примера: очень плотно работаем с отделом цифровизации. Совместно реализовано множество цифровых инструментов. Если есть вопросы по обеспечению СИЗ — взаимодействуем с административно-хозяйственной службой, по вопросам заключения договоров — работаем с коллегами из тендерных процедур.

С отделом медицинской безопасности коммуницируем в части наблюдения за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний. Также работаем с группой ПНР (пуско-наладочные работы) и многими другими отделами.

Не зря один из принципов культуры безопасности НИПИГАЗа звучит так: «Безопасность имеет первый приоритет — приоритеты бизнеса не могут быть выше приоритетов безопасности».

5. Какие интересные методики и технологии вы используете в работе?

Виктор Сирош: Большинство российских организаций применяют традиционные методы управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства. В случае НИПИГАЗа речь идет не только о неукоснительном соблюдении обязательных требований, но о включении концепции во всю систему менеджмента проектов. Показатели безопасности учитываются при принятии стратегических решений и выборе направлений развития организации.

Что касается конкретных инструментов, то здесь мы говорим о целом наборе: проведение поведенческого аудита безопасности (ПАБ), ежедневный START-инструктаж, тренинги безопасности и тому подобное. Нельзя обойтись и без новых технологий, например, VR-тренажеров.

Стелла Сологубова: Для повышения уровня безопасности и достижения нулевого травматизма на всех

объектах НИПИГАЗа реализуется комплекс корпоративных программ по снижению травматизма работников — причем как сотрудников компании, так и подрядных организаций. Внедряются системы оценки рисков травматизма при производстве работ.

На мой взгляд, разработка и внедрение цифрового сервиса мониторинговых облетов для охраны труда – уникальное решение, которое применяется на объектах строительства, управляемых НИПИГАЗом. Периодический мониторинг соблюдения правил охраны труда, правил безопасности и охраны окружающей среды на строительной площадке позволяет выявлять, оперативно реагировать и предупреждать нарушения, в том числе выявлять очаги возгорания, несанкционированные свалки и прочее. Причем мониторинги проходят даже на труднодоступных участках площадок.

Безопасность на строительных площадках и в офисах компании напрямую зависит от компетентности работников. Поэтому обучение и проверка знаний проводятся на постоянной основе. Для этого в обучающих комплексах в том числе используют современные технологии, например, VR-тренажеры.

В конечном счете, все это, позволяет развивать осознанное отношение к вопросам безопасности.

6. Расскажите, как устроен карьерный рост в охране труда? С чего начинают молодые специалисты и какие траектории развития внутри направления у них есть?

Вячеслав Токарев: Молодой специалист начинает с узкого круга задач: обучение и аттестация, специальная оценка условий труда, производственный контроль. Чтобы повысить свои компетенции, нужно быть в курсе обновлений в законодательных требованиях и локальных нормативных актах, которые актуализируются постоянно. Также для продвижения по карьере важно уметь формировать бюджет и контролировать его исполнение, проводить риск-сессии с подрядчиками и заказчиками, разрабатывать корпоративные программы.

Виктор Сирош: В НИПИГАЗе есть программа для молодых специалистов. После учебы в вузах они приходят в профессиональную команду и под руководством курирующего наставника приобретают навыки, нарабатывают профессиональный опыт.

По итогам прохождения квалификационной комиссии молодой сотрудник переводится на должность специалиста и продолжает трудиться, а позже может выбрать различные направления развития.

Например, он может стать «полевым» специалистом, работником учебного блока или административной поддержки. А в некоторых случаях можно выбрать профиль пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, если, конечно, подходит образование, профподготовка и, конечно же – есть искреннее желание.

7. Как вы думаете, какое самое большое заблуждение о вашей профессии есть у людей, которые с ней не связаны?

Виктор Сирош: Самый часто встречаемый стереотип о нашей работе — это то, что специалист по охране труда подобен злому инспектору.

Поэтому построение атмосферы доверия к специалистам по охране труда внутри компании — еще одна наша немаловажная функция! Мы в НИПИГАЗе уделяем этому большое внимание: проводим инструктажи, публично благодарим за безопасные действия и обсуждаем неправильные, опасные условия на рабочем месте в комфортной и дружественной обстановке. Специалисты по охране труда носят отличительную спецодежду и всегда присутствуют на площадке, доступны для вопросов, оказания помощи и проведения консультаций со стороны любого из работников.

Стелла Сологубова: Часто среди поверхностно ознакомленных с требованиями охраны труда работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает специалист по охране труда. Еще на заре внедрения культуры безопасности в компании мы сталкивались с сопротивлением, якобы внедряя культуру безопасности мы перекладываем свой функционал на плечи самих сотрудников.

Долгое время специалист по охране труда выполнял сервисную функцию: его работа заключалась в том, чтобы защитить работодателя во время проверок надзорных органов. На текущий период крупные промышленные холдинги России уже ощутили значимость полноценной работы не просто специалиста охраны труда, а полноценной HSE-функции – подразделения, ответственного за здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководители и собственники бизнеса начинают понимать, что вклад в охрану труда, в безопасность — это инвестиция и в человеческий ресурс, и в бесперебойность бизнеса.

____________________________________________________________________

📍 Подписывайтесь на канал НИПИГАЗа — ведущего российского центра по управлению проектированием, поставками, логистикой и строительством.

VK | Telegram | YouTube | RuTube | Официальный сайт

📌 7 вопросов о профессии: специалисты по интегрированной системе менеджмента (ИСМ)

📌 На распутье: как молодому инженеру выбрать карьерную траекторию?