Найти тему
16,4K подписчиков

Невероятные приключения итальянцев в Красном море. Вторая мировая/ Часть 1. Накануне

1K прочитали

В настоящее время Красное море чаще рассматривается как экзотическая географическая область, курортный район, в целом это обособленный морской театр со специфическими климатическим условиями. На се­вере оно соединяется Суэцким каналом со Средиземным морем, на юге Баб-эль-Мандебским проливом с Аденским заливом и Аравийс­ким морем.

Для справки: длина 1932 км, ширина (макс.) 305 км, площадь 405 тыс.кв. км. Расположено ровной впадиной между Африкой и Аравий­ским полуостровом. Глубина: в средней части 1000-2000 м (глубокое), у берегов мелкое 100-200 м. Климат отличается большой сухостью, вследствие нахождения между пустынями Аравийского полуострова и Северной Африки. Средняя температура зимой 15-27°, летом 27-32°. Видимость очень плохая, пылевые туманы и миражи. Температу­ра воды зимой 18-26° летом 27-32°, вода в море самая соленая в мире, но довольно прозрачная.

Однако как часто бывает, и в экзотические зоны приходит война. На этом море в годы Второй Мировой войны не велось широкомасштабных действий подводных лодок, как в Атлантике, однако значение этого района считалось очень большим. Через Красное море проходил путь кораблей союзников, следующих через Суэцкий канал. Поэтому блокада судо­ходства в этом море заставляла бы отказаться от пользования крат­чайшим путем в Индийский океан и на Дальний Восток и резко ухуд­шило бы использование военного и торгового флота союзников в стратегическом масштабе. На этом театре военных действий угрозу коммуникациям стран антигитлеровского блока могли составить только итальянцы. В итальянской колонии Эритрея была развернута крупная военно-морская база Массауа. Все остальное побережье принадлежало англичанам, французам или их союзникам. Вот об этом факте предлагаем немного и поговорить.

Итальянская военно-морская база в Массауа была опасна для союзников, в первую очередь из-за находящихся там подводных лодок. Вообще, итальянский подводный флот в предвоенное время считался очень грозной силой. Субмарины появились у Италии еще в начале века, и ее верфи активно строили подводные лодки, в том числе и на экспорт. В Первую Мировую войну, в которую Италия вступила только в мае 1915 году, ее подводные силы оперировали в Адриатике, Средиземном море и около Венеции. Правда похвастаться им было особо не чем, скорее наоборот.

Так, в первые дни воины специально посланная в дозор к австрийской базе Пола лодка «Янтина» (тип "Медуза") не заметила выход главных сил австрийского флота и его удар по базе Анкона оказался неожиданным.

Подводная лодка типа "Медуза"
Подводная лодка типа "Медуза"
Для справки: Принадлежала к типу "Медуза", строилась на верфи фирмы «ФИАТ» в Специи. Тип конструкции - двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 250/305 т. Размеры: длина 45,15 м, ширина 4,22 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса - сталь. Глубина погружения - до 40 м. Двигатель: 2 дизеля х 650 л.с. и 2 электромотора х 300 л.с. Скорость надводная/подводная - 12,5/8 уз. Вооружение два 450-мм носовых ТА (4 торпеды). Экипаж - 21 чел. В 1912 — 1914 гг. построено 8 единиц, 2 погибло. Исключены из списков флота в 1918 г.

Стоявшая в дозоре у Анконы лодка «Аргонавт» запуталась в собственном сетевом заграждении и еле спаслась, так подводная война шла и далее. В Венецианском заливе итальянцы действовали вместе с англичанами и те отметили довольно специфический способ ведения боевых действий. Итальянская лодка выходила в море на 2-3 дня и потом экипаж дней 10 приходил в себя. Даже итальянский командующий герцог Абруцци в беседе с английским офицером свя­зи капитаном 1 ранга Гербертом Ричмондом отметил чрезвычайно низкую эффективность своих подводных сил и слабую квалификацию офицерского состава. Такая ситуация не изменилась до конца войны. Вклад подводников в победу своей страны оказался минимален, дос­таточно сказать, что первый австрийский пароход был потоплен лодкой «Атропо» только в июне 1916 г., то есть через 13 месяцев после начала боевых действий.

Подводная лодка "Аргонавт" в водах залива Ла Специя приблизительно к 1914.
Подводная лодка "Аргонавт" в водах залива Ла Специя приблизительно к 1914.

Получив все преимущества победившей страны, Италия в предво­енные годы планомерно увеличивала свой военный флот, в том числе и подводный. Она оказалась единственным государством, чьи под­водные силы перешли боевую проверку в межвоенный период. В итало-абиссинской (эфиопской) войне 1935-1936 гг. субмарины не участвовали, хотя две первые лодки появились в Африке в этот пери­од. В базе Массауа в Красном море с осени 1935 г. постоянно дислоцировались две субмарины, сменяющие друг друга. Первой парой оказались «Нарвало» и «Трикеко» (тип "Скуало"). Итальянцы имели большие интере­сы в Африке.

Для справки: Принадлежала к типу "Скуало", строилась на верфи фирмы «Кантиери Руинити дель Адриатико» в Монфальконе. Водоизмещение подводное/надводное - 844/920 т. Размерения:69,8х7,2х5,2 м. Дальность плавания 5650 (8)/100 (3) миль. Мощность ЭУ: 3000/ 1300 л.с. Скорость: 15/8 уз. Вооружение: 8-533-мм ТА (4 носовых и 4 кормовых, 12 торпед), 1х1-102-мм/35, 2х1-13,2-мм пулемета. Экипаж - 53 человека. В 1930-1931 гг. построено 4 единицы.

В том же 1935 году было заключено соглашение с Францией о доступе по железной дороге в итальянское Сомали через французское Джибути. Если африканская война практически не коснулась подводников, они лишь получили опыт дальних походов, то в гражданской войне в Испании (1936-1938 гг.) им пришлось повоевать по настоящему. Ита­лия фактически приняла участие в этой войне на стороне франкистов, широко используя армию, авиацию и флот.

Подводный компонент Реджиа Марина Итальяна занимал в то вре­мя одно из первых мест в мире, имея около сотни довольно совре­менных лодок. Пользуясь близостью ТВД (Средиземное море) с нояб­ря 1936 года по февраль 1938 года итальянцы старались «обкатать» в ре­альных действиях максимально возможное число экипажей, и это у них в целом получилось - 83 лодки совершили 108 боевых походов, причем не только в Средиземное, но и Эгейское море. Правда, результат такого массированного применения подлодок получился не очень впечатляющий: потоплено 6 пароходов, повреждены крейсер и эсминец. Что интересно, после первых потоплений нейтральных пароходов «неизвестными» подлодками англичане и французы в рамках выполнения международных соглашений начали активно им противодействовать силой оружия.

Характерной особенностью итальянцев оказалось широкое применение артиллерийского оружия, в том числе и для обстрела берега. И это не удивительно, крупные итальянские субмарины несли 1-2-102-мм пушки, а некоторые могли похвастаться и 120-мм орудиями.

Хотя итальянские подводные силы не потеряли ни одной лодки, далеко не все оказались на должной высоте. Адмирал Владимирский, возглавлявший комиссию по приемке лидера «Ташкент», наблюдал, как итальянская лодка погружалась 3,5 мин и очень плохо держала глубину под перископом. Вообще, если проанализировать ТТХ итальянских субмарин, построенных в 30-е годы, то недостаточная остойчивость (особенно в процессе всплытия/погружения, как у нашего "Десабриста") была их "визитной карточкой.

20 июля 1939 года произошла реорганизация подводных сил Реджиа Марина Итальлна - все подводные лодки были сведены в семь групп (флотилий). Штат отдельной флотилии Красного моря определен в 8 подводных лодок, разделенных на 2 дивизиона (эскадрильи). Командир флотилии - капи­тан 2 ранга Спагоне. Когда Италия решилась вступить во Вторую Мировую войну, в распоряжении Спагоне имелось 8 субмарин: 6 больших океанских и 2 средних. На день 10 июня 1940 года Италия имела всего 116 подводных лодок (и это был второй в мире подводный флот после СССР) и штат опытных подводников, прошедших боевую закалку. Все это предвещало большие успехи.

Правда уже после войны, в 1957 году в официальной истории операций итальянского флота в войну говорилось, что в Массауа группу подводных лодок, эсминцев и торпедных катеров составляли корабли старых типов с ограниченной боевой эффективностью. Конечно, после войны можно объяснит многое, но если эсминцы построены в 1925-1926 гг. и могут считаться в определенной степени устаревшими, то половина подлодок просто новейшие - 1939 года постройки, а остальные не старше пяти лет.

Спагоне получил директиву из Рима о начале военных действий и согласно разработанного плана отправил свои корабли в поход. План командования предусматривал выход подводных лодок ко всем основным портам Красного моря и дальний рейд в Персидский залив. Но и союзники не "дремали".

Англичане серьезно опасались корабельной группы в Массауа, ведь ,как уже говорилось, кроме лодок там базировались более десятка эсминцев, миноносцев и торпедных катеров. Вся эта морская сила имела очень хорошие шансы удара во фланг конвоям, следовавшим из Суэца.

Красное мор входило в операционную зону Ост-Индской военно-морской станции. И по требованию ее командующего вице-адмирала Р.Литэма еще 24 мая Красное море было закрыто для прохода одиночных судов. Видимо англичане о чем то догадывались и "внезапное" вступление Италии в войну для них не было большой неожиданностью.

Крейсер ПВО "Карлайл"
Крейсер ПВО "Карлайл"

В Красное море в срочном порядке вышел через Суэцкий канал крейсер ПВО «Карлайл», 3 шлюпа и дивизион новых эсминцев (3 корабля из 21-й флотилии) . Эти силы предназначались для охраны конвоев. Забегая вперед, можно отметить, что итальянцы рассчитывали достигнуть внезапности, особенно в отдаленных районах, но неожиданно наткнулись на организованное противодействие.

Но это будет чуть позднее, а пока 10 июня итальянские подводные лодки выдвинулись на боевые позиции: «Галилео Феррарис» вышла к Джибути, «Галелео Галилей» к Адену, «Луиджи Гальвани» в Персидский залив, «Макалле» в Порт-Судану. Через 5 дней потребовалось заменить «Феррарис» из-за технических неисправностей, ему на смены вышла «Торичелли».

Однотипная субмарине "Галиле Феррарис" - ПЛ "Генерал Санджорио" (бывшая «Торричелли»), 1938 год
Однотипная субмарине "Галиле Феррарис" - ПЛ "Генерал Санджорио" (бывшая «Торричелли»), 1938 год

Все было готово...

Продолжение следует, не пропустите....

P.S.По материалам П.В.Боженко