Читаю в сегодняшних новостях, что уже не первый по счету армянский военнопленный, вернувшийся из Азербайджана, арестован за шпионаж. Очередной арестованный успел получить от спецслужб Азербайджана около 20 тысяч долларов за прошедшие два года, передавая взамен секретную информацию.
Поскольку он был действующим армянским офицером и после плена продолжил службу, то ему безусловно было чем "поделиться" с азербайджанцами.
Но мне интересно взглянуть на подобные ситуации не с точки зрения очевидного предательства и аморальности упомянутых армянских военных. С этим как раз всё понятно. Интересно то, что между армянскими пленными и азербайджанцами были деловые коммуникации и свободное общение. Обсуждали сотрудничество (шпионаж), торговались взамен на какую сумму они будут после возвращения предавать Родину.
Вспомная мой опыт плена в Азербайджане все было абсолютно иначе. Злоба и ненависть были вокруг меня с первой минуты прибытия туда из Минска на личном самолете Ильхама Алиева. Человеческая дискуссия о чем-либо был попросту невозможна. Они меня боялись и ненавидели. После той пресс-конфернции Лукашенко, где тот прямым текстом намекнул, что Азербайджан меня "выкупил" у него поскольку Россия и Израиль отказались с ним сотрудничать было ясно, что азербаджанцы слишком дорого за меня заплатили и уже поняли, что оказались в дураках. Помимо идиотских допросов, входе которых они сами в это не веря убеждали меня признаться, что я офицер армянской разведки (очень смешно для еврея из Израиля, который в Армении на тот момент бывал всего раз в жизни неколько дней) и в ярости грозились жопами и бутылками. Они считали меня исламофобом ненавидящим азербайджанский народ и обвиняли в убийстве их палестинских братьев. Они знали, что проиграли самим фактом, что замутили со мной историю, но как носители культуры закавказского ислама пытались любой ценой сохранить лицо.
Если честно, то я допускал, что они захотят компенсировать мне издержки за долгие месяцы в их тюрьме. Не из любви ко мне, а чтобы я тупо молчал и забыл про них в ту же минуту, как они меня выпустят. Этот вариант допускали даже российские и израильские дипломаты, навещавшие меня в бакинской тюрьме. Как шутила генконсул Израиля в Баку, Лилах Атиас "Они на тебя потратили столько ресурсов, что уже проще потратить еще немного, чем ты выйдешь и будешь их грязью поливать". У меня вообще было ощущение, что если у бакинских не хватит разума просчитать мои действия против них после освобождения, то сами израильтяне будут готовы мне компенсировать вместо них издержки. Главное, чтобы инцидент вокруг их гражданина в "дружественном" Азербайджане перестал быть в топе новостей и был забыт максимально быстро.
Если честно, то я собирался ильхамовцев "кинуть", то есть если пойдет разговор о компенсации, то и деньги взять и освободившись - все равно в суд на них подать. Думаю, они это понимали, что я их считаю талибановскими отморозками и любые мои обещания данные бакинцам и гроша ломанного не стоят.
Тем не менее, вполне может быть, что если бы не жестокое нападение на меня четырех азербайджанцев в масках в бакинской тюрьме 10.09.2017, четыре дня в реанимации и срочная эвакуация меня в Тель-Авив для продолжения лечения - может быть мне бы и сделали предложение по компенсации. Но очередной скандал вокруг нападения на меня в Азербайджане не давал шансов моей истории быть забытой. Думаю, власти Баку сильно израильтян разочаровали и те решили, что раз так - пусть сами выкручиваются из неприятностей, которые сами же себе создали. Потом был суд в ЕСПЧ 20.05.2021 и Резолюция ООН о том, что мой арест был незаконен, равно как и признание Баку виновным в пытках и покушении на убийство. Таким образом, любые шансы "закрыть тему" без лишнего шума через компенсацию были сведены к нулю, а моя история стала неприятным для Азербайджана прецедентом.
А в общем, ребят, вывод такой: вопрос об армянских военнопленных должен подниматься вновь и вновь, о них надо не говорить вскользь, а кричать со всех международных трибун. А в самой Армении не забывать о них, а вести с ними постоянную работу (как со стороны специалистов по реабилитации- медиков, психологов, социальных работников, так и со стороны СНБ). Только в этом случае в усилия азербайджанских спецслужб по вербовке военнопленных будут сведены к нулю.