Венера/Venus(2022)
Режиссер: Жауме Балагеро
В ролях: Эстер Экспозито, Инес Фернандес, Федерико Агуадо
Рейтинг: Кинопоиск - 5,5/Imdb - 5,5
С возвращением в танцевальный киноподвал ужасов Скара, мои трясущиеся от гоа-транса ... ой, то есть липкого страха, амигос!)
Сегодня мы поговорим о недавно релизнувшейся на стримингах новинке испанской киноиндустрии, криминальном хорроре "Венера", мировая премьера которого состоялась в секции Midnight Madness Международного кинофестиваля в Торонто в сентябре 2022 года. Примечателен он в силу сразу нескольких факторов. Во-первых, это вторая часть кино-антологии испаноязычного хоррора "The Fear Collection", которая дебютировала крайне интересным карнавально-костюмированным евро-хоррором "Венецияфрения" режиссера Алекса де ла Иглесиа, где кучка бесячих испанских туристов очень красиво (и кроваво) умирают в окружении старинных палаццо и каналов. Во-вторых, это долгожданное возвращение на жанровую стезю главного мэтра современного испанского ужаса, Жауме Балагеро, ответственного за обе части "Репортажа". Ну и в-третьих, "Венера" изначально позиционировалась создателями как вольная интерпретация "Грёз в Ведьмовском доме" бессмертного классика космического ужаса Говарда Лавкрафта. Впрочем, от этой идеи, видимо, сценаристы решили почти полностью отказаться, поскольку никаких сюжетных соприкосновений с "Грёзами" здесь не наблюдается. И слава богу, учитывая, как буквально недавно чудовищно поизвращалась над этим классическим сюжетом режиссерка первых "Сумерек" Кэтрин Хардвик в самом слабом из восьми эпизодов замечательной прошлогодней антологии Гильермо дель Торо "Cabinet of Curiosities". Уж лучше вовсе не трогать классику, чем так. Ах да, четвертым пунктом можно отметить главную старлетку испанской киноиндустрии и звезду популярнейшего молодежного сериала "Элита" Эстер Экспозито, которая здесь играет "первую скрипку". И очень достойно с этим справляется. Но об этом далее.
Молодая и дерзкая Лусиа работает танцовщицей в модном ночном клубе, который крышует одна очень серьезная мафиозная группировка. По наводке "инсайдера" она втихаря выкрадывает сумку, полную наркотиков, предназначавшихся для китайских партнеров преступного клана. Точнее, совсем втихаря не получается - ее останавливает один из местных дуболомов, который наносит девушке серьезное ножевое ранение в ногу, и несколько ощутимых ударов по лицу в придачу. Но нашей героине все же удается на время нейтрализовать гангстера, и сбежать с товаром на несколько миллионов в полузаброшенный жилой комплекс "Венера" на окраине города, где проживает вместе с дочерью ее родная сестра Росио, с которой они не виделись много лет. Сестрица неохотно соглашается приютить полуживую беглянку, промыв и перевязав раненную ногу и на время предоставив ночлег. Подвох в том, что Росио буквально перед нежданным визитом родственницы собиралась бежать из своей квартиры куда глаза глядят. Ведь пустующая высотка проклята. А на следующее утро сестра-таки исчезает без следа, оставив свою дочь на попечение внезапно свалившейся как снег на голову юной тёти. Параллельно всполошившиеся гангстеры узнают местонахождение Лусии, и совершенно не собираются оставлять ее в живых. А три странных старушки-соседки оказываются ведьмами - жрицами древнего и жестокого шумерского божества Ламашту, и готовят кровавый ритуал для воплощения жуткого демона скорби в наш грешный мир. И именно невинной малолетней племяннице Лусии отведена главная роль в этом изуверском спектакле...
"Венера" производит крайне неоднозначное впечатление. С одной стороны, это довольно динамичная и атмосферная мультижанровая картина, в которой криминальная линия прописана чуть ли не более убедительно, чем хоррор-составляющая. Которая, к слову, тоже не так проста - тут смешиваются разом и индустриальные ужасы о проклятой недвижимости в стиле "Кэндимэна" и "Архива 81", городские легенды, оккультный хоррор и мистическое джалло с социально-гендерной проблематикой в мотивах ремейка "Суспирии" Луки Гуаданьино. А безумная концовка напоминает разом о той же самой "Суспирии", "Мэнди" Паноса Косматоса и даже "Адреналинах" Брайана Тейлора. При этом Балагеро умудряется замешать в этот коктейль редкий, но меткий ироничный черный юмор - мафиози здесь ищут людей с помощью гадалки, которая плюет на карту города кусочком отрыгнутой футболки, а в подчинении темных сил находится безразмерно тучная "венера" в бдсм-костюме. А безумное выражение лица героини Эстер в финале - это вообще что-то с чем-то. Кстати, о ней - восходящая звезда испанского кино отыгрывает свою роль пусть и не гениально, но очень профессионально, полностью проникнувшись амплуа плутоватой танцовщицы, попавшей в дьявольский переплет. В этом плане она напоминает Сидни Суини в другой хоррор-антологии "Добро пожаловать в Блумхаус", где та на удивление вдохновенно и без каких-либо ставок на внешность удивила своим актерским перфомансом в "Ноктюрне" Жу Кирка.
Но все из-за той же самой мультижанровости и попытки ухватиться за все и сразу "Венере" как-то не удается до конца "дожать" ни одну из тем, за которые она берется. Не способствует этому и откровенная камерность и ограниченность локаций и декораций, как и очень скромный для космогонии задуманных авторами масштабов бюджет. Как итог, у Жауме Балагеро и компании получился довольно интересный и в целом симпатичный образец евро-хоррора с претензией на собственную мифологию, оригинально обыгрывающий несколько жанровых клише. Но камерность и досадные провисания в весьма неровном сценарии не позволяют ему претендовать на что-то большее, чем приятное развлечение "на вечер". А жаль, ведь был определенный потенциал. Может, в следующий раз...
ВЕРДИКТ:
Общая оценка по моей крип-шкале - 6,5 скаров из 10
..................................................................................................................................................................
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!