Нагрудники наряду с головными уборами являлись наиболее ярким компонентом верхнего отдела женского костюма башкир. С одной стороны нагрудники это украшение, с другой – необходимая часть одежды, и своеобразное продолжение женского головного убора. Нагрудник декорировал верхний отдел костюма и вместе с головным убором был связан с кругом идей верхнего яруса в строении космоса. По представлениям башкир, вселенная имела круговые очертания и делилась на части: земля, воздух и купол неба с луной, солнцем и звёздами. Небесный мир населялся божествами.
Серебро, раковины, кораллы и полудрагоценные камни – материалы, использовавшиеся в декоре нагрудников, в традиции башкир были наделены значением оберега, и связывались с белым и красным цветом. Серебряные монеты, подвески, это белый цвет, кораллы и вставки на подвесках – красный. В фольклоре, белый и красный цвета характеризовали небесных жителей и волшебные предметы. Красный цвет ассоциировался с огнём и солнцем, белый – с чистотой, небом и образами птиц. У башкир священными птицами считалась лебеди, являвшиеся потомками мифической птицы Хумай, дочери небесного царя Самрау и его жены Солнца.
В украшении нагрудников нередко использовали раковины-каури, которые выполняли оберегающую функцию, они защищали обладателя от сглаза. Например, у родственных башкирам, тюркских народов Сибири, раковины-каури считались универсальным оберегом, так как они являлись воплощением богини Умай, жены верховного божества Тенгри. Пристрастие к кораллам также было связано с развитой символикой красного цвета в магических представлениях башкир.
Располагаясь на груди, нагрудник делал более заметной и значимой переднюю поверхность женской одежды. Нагрудники носили замужние женщины, они также входили в комплект праздничного костюма и в первую очередь предназначались для того, чтобы закрывать грудь и в магическом смысле охранять женщину от порчи. Наряду с этим использование в их оформлении элементов декора, наделённых оберегающей функцией, возможно, заключало в себе идею плодородия, продолжения жизни. В частности, украшение нагрудника бусинами, бисером и серебряными монетами весьма напоминало декор головных уборов теми же элементами и имело смысл умножения плодотворящих сил. Семантика, связанная с образом замужней женщины как символа плодородия прослеживалась в праздниках башкир. Например, на сабантуе, когда муллы молились о благополучном урожае, в раздаче подарков обязательно участвовали молодые женщины, недавно вышедшие замуж.
Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫакал, һакал, яга, муйынса, башкиҙеу, алмиҙеу. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально. В нагруднике, как украшении, заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить вход у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.
Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе.
Экспонат зарегистрирован в Государственном Каталоге Музейного Фонда Российской Федерации: https://web.goskatalog.ru/gk/#!/object/id=7654176
Список использованной литературы:
Шитова С.Н. Башкирская народная одежда / С.Н.Шитова. – Уфа: Китап, 1995. –240с.
Автор статьи: Аминева Лилия – старший научный сотрудник отдела учета, хранитель фондовой коллекции «Текстиль» Национального музея Республики Башкортостан.
Автор фото: Кагарманов Идель – художник Национального музея Республики Башкортостан.