Нам давно знакомо широкое понятие “арктической гонки”, конкуренция в которой зашкаливала, и суровые полярные регионы забирали жизни путешественников и целых экспедиций. Но была в начале 20-го века и гонка, сумевшая объединить заядлых противников ради одной благой цели - спасения детей. Эта история получила название “Великая гонка милосердия”, и вот как она произошла.
В самом начале 1925 года на Аляске в самом западном городе Ном произошла вспышка дифтерии. Дифтерия - инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём, и в первую очередь поражает детей. Болезнь распространялась очень стремительно и в отсутствии необходимых медикаментов представляла опасность не только для детей, а для абсолютно всех жителей города. Местный врач по имени Кертис Уэлш 22 января собрал городской совет и заявил об эпидемии способной мгновенно перерасти в катастрофу. На “большую землю” была отправлена телеграмма с требованием выделить необходимое количество сыворотки и срочно доставить её в Ном. В Анкоридже к сообщению отнеслись крайне серьёзно и тут же нашли медикаменты, а вот со второй частью требования всё оказалось гораздо сложнее. Дело в том, что Ном сильно удалён от остальной части Аляски, и добраться туда даже в хорошую погоду ой как непросто. В 1925 году на Аляске бушевала одна из суровейших зим за несколько лет, температура падала ниже -50°C и сопровождалась снежными бурями и штормовыми ветрами. Доставить сыворотку морем сквозь лёд если и было возможным, то точно не в короткий срок. По погодным условиям об авиации не могло идти и речи. Ближайший город, куда можно было оперативно доставить посылку железнодорожным транспортом из Анкориджа - город Ненана. Но от Ненаны до Нома еще порядка 1085 км.
Ситуация казалась безвыходной, но в дело вмешался самый надежный и еще не ставший для здешних мест экзотическим транспорт - собачья упряжка. Для преодоления такого расстояния на собаках понадобилась бы не одна неделя. Местные погонщики собачьих упряжек - каюры, решили объединиться и устроить эстафету, поделив весь маршрут между 20 упряжками.Тропа между Ненаной и Номом носила имя Идиаторд, и, мягко говоря, не славилась своей безопасностью среди местных жителей. Каждый каюр преодолевал свою заранее оговоренную часть пути и затем передавал ̶э̶с̶т̶а̶ф̶е̶т̶н̶у̶ю̶ ̶п̶а̶л̶о̶ч̶к̶у̶ бесценную посылку следующему. Тропа Идиаторд обходила по берегу залив Нортон, делая приличный крюк, один из самых опытных каюров в Номе Леонард Сеппала, вызвался преодолеть залив напрямик по льду, сэкономив тем самым почти сутки времени.
О Леонарде Сеппале хочется рассказать немного подробнее. Будущий каюр родился в Норвегии и изначально пошел по стопам отца - занимаясь рыбалкой, но в 1900 году, одержимый золотой лихорадкой, эмигрировал на Аляску. Приехав в Ном, Леонард стал работать на местного предпринимателя - сначала просто ухаживая за собаками, а вскоре обучился и стал настоящим каюром. Среди остальных каюров Сеппала выделялся тем, что преодолевал на упряжках очень длинные расстояния. Его коллеги проезжали за день менее 50 км, а Леонард мог преодолеть расстояние в 3 раза больше, но своих собак у него не было. Работодатель Сеппалы Линдберг привёз в Ном отборных щенков ездовых пород, которые он планировал передать для экспедиции прославленному полярнику Руалю Амундсену. Но планы Амундсена изменились, за собаками он не явился и Линдберг подарил их Сеппале. Леонард был счастлив такому щедрому подарку и сразу приступил к воспитанию собак, даже летом он использовал тележку вместо саней, чем удивлял местных жителей. Вожаком в его упряжки был пёс по имени Того. Начиная с 1913 года Сеппала стал активно участвовать в гонках на собачьих упряжках и прославился как отличный гонщик.
Именно зная Леонарда Сеппалу, как отличного гонщика с мощной упряжкой отличных собак, способного преодолевать огромные расстояния и выходить буквально “сухим из воды”, местные жители попросили каюра взять на себя самый тяжелый отрезок пути. Леонард должен был перехватить посылку в Нулато, но сначала нужно было туда добраться, а это почти 300 км от Нома. Сеппала и его собаки во главе с вожаком Того прибыли во время, но из-за бури чуть не разминулись с предыдущим участником эстафеты (кстати, по фамилии Иванов). Забрав посылку, каюр развернулся и поспешил обратно в сторону Нома. Когда Сеппала пересекал залив, произошло то, чего больше всего боялся каюр и все следящие и участвовавшие в гонке милосердия - лёд под упряжкой треснул и льдина откололась от берегового припая. Леонард несколько часов ждал, что льдину прибьёт к берегу, но поняв что этого не случится стал продвигаться дальше с льдины на льдину, в итоге, искупав себя, собак и бесценную посылку в ледяной воде. Добравшись до берега каюр принял решение остановиться в зимовье, чтобы попытаться просушить одежду, согреть себя и собак в надежде, что за несколько часов непогода стихнет. Буря только набирала силу и упряжка Леонарда двигалась медленно, собаки в буквальном смысле валились с ног.
Наконец, на расстоянии порядка 130 км от Нома Леонард, пройдя в общей сложности 420 км, передал вакцину свежей упряжке следующего каюра - Гуннару Кассену. Кассен был сильно обморожен, но уверен, что вожак его упряжки Балто найдет путь домой. Отдохнувшие собаки мчали посылку с невероятной скоростью, успешно преодолённые километры приободрили и самого каюра настолько, что достигнув следующего участника эстафеты - Эда Рона и, обнаружив его спящим, Гуннар не стал его будить и поехал до самого Нома. Этот манёвр прославил Гуннара, а его вожака Балто сделал лицом великой гонки милосердия.
Всего на доставку сыворотки ушло чуть больше 5 суток, таких скоростей на Аляске ранее и представить не могли. За гонкой следили по всему миру, газеты пестрели заголовками и разумеется журналисты хотели взять интервью у “победителя” великой гонки милосердия Гуннара Кассена, украсив материал фотографией Балто. О Балто даже сняли фильм.
Леонард Сеппала пытался бороться с несправедливостью, доказывая, что настоящие герой гонки - Того, но побороть информационный ком, раздутый СМИ, не представлялось возможным. Но дальнейшая судьба восстановила справедливость. Балто после того, как интерес спал, был продан вместе со всеми собаками из упряжки и окончил свою жизнь в зоопарке. А Того стал производителем и даже сегодня самые дорогие ездовые собаки те, у которых в генах был вожак упряжки Леонарда Сеппалы. Чучела обоих псов находятся в музеях.
История великой гонки милосердия сильно нашумела и даже использовалась американским Министерством здравоохранения в пропаганде вакцинации. В центральном парке Нью-Йорка установили памятник ездовой собаке Балто.
Киношники также вдохновлялись этим сюжетом не единожды, помимо исторического фильма (в котором сыграл сам Балто), была выпущена серия из 3 полнометражных мультипликационных фильма, а в 2019 году на экраны вышли сразу 2 фильма о гонке милосердия, в которых главным героем наконец-то оказался пёс Леонарда Сеппалы Того (“Того" и "Большая гонка на Аляске”). В 70-х годах жители Аляски организовали ежегодную гонку на собачьих упряжках, посвященную событию 1925 г. А самые отмороженные (в прямом и переносном смысле) могут поучаствовать в ультрамарафоне по тропе Идиаторд на велосипеде!
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram