Найти в Дзене

Почему Астана это не просто Свободная экономическая зона, а “Новый город” Казахстана

Оглавление

Ранее мы кратко упомянули о действующих Свободных экономических зонах Казахстана. Сейчас мы уделим особое внимание СЭЗ “Астана - Новый город”.

Более 20 лет назад правительством Республики Казахстан была тщательно проработана программа, по которой по сей день происходит реализация социально-экономического развития столицы. Для этого уже задействовали комплексный подход и применили немало мер, без которых было бы невозможно добиться гармоничного процветания населенного пункта. Особое внимание уделили административным и деловым центрам.

Основное предназначение этих мер – это улучшение, усовершенствование и преображение социально-духовной жизни Республики Казахстан и каждого ее отдельного участка. Планы на ближайшее будущее заключались в том, чтобы преобразить Астану в населенный пункт, который станет административным, деловым, социально-культурным и научно-образовательным центром. Она должна быть идеалом, на который будут равняться другие столицы даже самых развитых стран по всему миру.

Положение о том, чтобы создать из Астаны специальную экономическую зону было подписано много лет назад и теперь результат, как говорится на лицо. На это пущено немало сил, создавался специальный исполнительный орган, курирующий весь процесс модификации. А именно, правительство дало свое разрешение на образование генеральной дирекции, предназначенной для реализации конкретных функций:

  1. Тщательная проработка стратегий и программ, необходимых для развития СЭЗ;
  2. Осуществление этих самых программ;
  3. Составление перспективных планов на каждый год;
  4. Формирование плана и программы, по которым проводилось и продолжается развитие левобережной стороны населенного пункта;
  5. Активное привлечение иностранных и местных инвесторов/кредитных единиц, что необходимо для ускорения процедуры развития СЭЗ;
  6. Реализация учета имеющихся, возводящихся и только планирующихся объектов;
  7. Мониторинг любой деятельности, касающейся инвестиций, поступающих в оборот на территории СЭЗ.

Почему только некоторые земли Астаны стали специальной экономической зоной?

Если учитывать накопленный опыт каждой специальной экономической зоны столицы Казахстана, то можно выделить несколько факторов, условий, способных повлиять на то, какова функциональность и эффективность объекта в целом в сравнении с остальными. Именно этими данными руководствовались, когда выбирали самые рациональные подходы к разграничению этих участков.

На самом деле выделили действительно только несколько территорий в количестве 6 штук, общая площадь которых равняется 1 060 гектар, а общий периметр составляет порядка 36,8 км. Все это в совокупности и называется «Астана-новый город». Если учесть тот факт, что сама столица занимает площадь в 72 гектара, то СЭЗ не стали и не станут в будущем особой проблемой для обычного населения.

Другими словами, за территорией отмеченных специальных зон исключены препятствия в перемещении грузов или в передвижении автотранспорта. Однако, именно точечное расположение СЭЗ позволило добиться адресности в предоставлении ряда налоговых льгот и преференций. Все это наталкивает на вывод о том, что именно на таком уровне, как локальные социально-экономические зоны могут помочь в осуществлении практической реализации эффективных моделей социально-экономического развития столицы региона. Для этого, в обязательном порядке, привлекают рыночные механизмы и государственные приоритеты.

Режим работы Свободной экономической зоны

В соответствии с законодательством РК, в котором идет речь о таможенных делах указанного региона, режим «свободная таможенная зона» олицетворяет такой формат, при котором допустимо принимать и размещать импортные продукты в условиях определенных территориальных границ и за это не будет браться таможенная пошлина. Дополнительно не начисляются налоги, не принимаются меры, направленные на нетарифное регулирование.

Под режим – «свободная таможенная зона» может попасть любое помещение, открытое и активно работающее в границах участков, имеющих отношение к «Астана-новый город». Оно может быть применено для:

  • ремонта, обслуживания продажи устройств, посредством которых выполняются различного рода строительные работы;
  • товаров, которые полностью (без остатка) потребляются при строительных мероприятиях в границах СЭЗ;
  • продуктов и установок, без которых невозможно реализовать построить или запустить в эксплуатацию сооружения, причем они должны быть указаны в таких бумагах, как проектно-сметная документация, в противном случае допуск на ввоз не выдается.

Чтобы максимально качественно исполнять функции, направленные на контроль за перемещением товаров по участкам СЭЗ и дальнейшим их применением, созданы специальные ограждения, выполненные на основе металлического профиля высшего качества. Территории обустраиваются освещением, контрольно-пропускными пунктами для проведения досмотра, а также шлагбаумами и воротами, через которые будет происходить въезд и выезд.

Налоговые льготы для участников СЭЗ и условия их получения

Это один из наиболее популярных вопросов, которыми задаются те, кто имеет отношение к предпринимательской деятельности. По постановлению правительства РК инвесторы могут рассчитывать на инвестиционные налоговые преференции. В данном случае речь идет о том, что предпринимали имеют полное право на получение дополнительных вычетов, изымаемых из совокупного годового дохода налогоплательщика.

Тут есть одно условие. Этот налогоплательщик должен инвестировать в основные счета для того, чтобы создавать новые, направленные на расширение и обновление имеющихся производственных мощностей. По этому положению юридические и физические лица могут быть освобождены от обязательства уплачивать налоги на имущество. Что касаемо физических лиц, то данное условие будет активно только в том случае, если они ведут предпринимательскую деятельность, но не подавали документы на формирование статуса юридического лица. Также они должны заниматься этой сферой, используя остаточную стоимость зданий, объектов, выстроенных их же силами внутри границ СЭЗ в период, когда она находится в рабочем режиме.

Помимо этого, в соответствии с дополнительными статьями, когда действует период льготного налогообложения, налоги не взимаются с земельных участков, которые расположены внутри СЭЗ, при условии, что на них ведется строительство или уже завершена постройка инфраструктуры, административного или жилого комплекса.

Эти и множество других мер направлены на то, чтобы освободить от оборотов НДС, начисляемых на реализацию товаров по территории СЭЗ, предназначенных для строительства, что положительно отразиться на снижении стоимости уже возведенного здания. Помимо всего прочего, ряд товаров и оборудования ввозимые, эксплуатируемые на территории СЭЗ, будут облагаться налогами, но только на добавленную стоимость на основе «нулевой ставки». Другими словами, производитель не только не должен будет в обязательном порядке оплачивать НДС, но и ему вернут сумму налога, начисляемого на добавленную стоимость, которая ранее была выплачена поставщикам.

Получить все перечисленные налоговых льготы и преференции инвесторам очень просто. Достаточно зарегистрироваться на сайте официального налогового органа города Астана. Правительство постоянно работает над тем, чтобы создать налоговые и таможенные льготы, которые будут актуальны для инвесторов, как реальных, так и потенциальных.

Дополнительные силы направляются на реализацию инженерного обустройства всех территорий социально-экономических зон. На это идут средства города. Подобные меры уже помогли: выстроить магистральные сети, проложить водопровод, канализацию, сделать мощные дренажные системы и ливневые канализации, обустроить электрические подстанции и магистральную теплотрассу.

Гарантии со стороны государства

Постановления правительства РК, касающиеся специальных экономических зон РК, прорабатываются максимально тщательно. Имеется даже отдельное положение на тот случай, если произойдет изменение правового режима СЭЗ или если будет необходимо досрочно упразднить данный объект. В данном случае может идти речь об:

  • изменении границ;
  • преобразовании хозяйствующих субъектов;
  • внесении любых других изменений.

Все прописанные гарантии имеют срок в 10 лет. Данный период начнет действовать с того момента, как будут внесены первые изменения в режим работы СЭЗ. Все гарантии будут распространяться по законодательству Казахстана и на вопросы таможенного регулирования в отношении импорта и экспорта товаров и оборудования, без которых невозможно реализовать переработку определенных продуктов. Исключение – спирт и спиртосодержащие товары.

Какие государственные органы могут предоставлять право на реализацию строительных работ в условиях СЭЗ?

Право, или, другими словами, разрешение на реализацию строительных работ с применением любого участка социально-экономических зон Астаны, может предоставить только такой орган, как Акимат населенного пункта. Объекты сооружаются только на основе грамотно составленного и утвержденного генерального плана, направленного на развитие столицы. Параллельно должен быть предоставлен проект с детальной планировкой левобережной области города.

Что касаемо объектов, которые финансируются из бюджета населенного пункта и всей республики, то заказчиками в обязательном порядке должны выступать государственные органы управления, а вот исполнитель подбирается по конкурсной программе.