Воюют люди захватывая территории вместе с проживающим населением, руками своих подданных, объяснив им, что так необходимо для их блага. Сложно понять, что хорошего может быть в войне, если она превращает всё живое в мёртвое.
Александр Серафимович в рассказе "Следопыты" показал войну глазами человека, жизненные идеалы которого далеки от агрессии. Польша захотевшая присвоить земли Русинов, втянула в конфликт весомые державы.
Пленные всегда есть при военных действиях. Так и в этот раз вели пленных австрийцев по тракту солдаты, казаки, да парочку сибирских ополченцев. Пленные австрийцы даже стремились к такому положению, так как война для них закончилась и они остаток проведут в казармах под конвоем.
Совсем другое дело идейные офицеры, которые в большинстве привыкли решать всё силой. Пленные офицеры и устроили побег из-под носа утратившей бдительность охраны.
На поиски бросились все знающие военное искусство. Сибирские ополченцы тоже попросились. Они охотники в лесах не заблудятся. В дороге раскрылась семейная жизнь одного из ополченцев.
Жили не совсем ладно и не как кошка с собакой. Обыкновенно как все, чем-то недовольны были постоянно друг другом. А как призвали так жена стала ноги слезами обливать и раскрылась во всей нежности.
Да и сам ополченец проникся к жене, разглядел её настоящую, прямо как пелена с глаз упала. Да поздно всё произошло, теперь на войне. Сибиряки решили всё по простому.
Офицеры далеко убежать не могли. В лесах да болотах им прятаться нет времени, будут искать речку да деревеньку рядом, так бы они и сами поступили.
Пошли вдоль поля по зову души. Шли до ночи и недалеко от деревни решили отдохнуть. Поужинали и в сене спать легли. Офицеры далеко не уйдут, голодные они, а Русины их не любят.
Утром голодные офицеры и обнаружили себя. Накормили сибиряки офицеров и привели в расположение. Только многие на них злые были. Они всю ночь по лесам лазили и в болотах топли, не одну лошадь загнали....
А эти двое привели, да ещё и с другой стороны, с которой и думать не могли. Народная мудрость сильнее всякой идеологии, только жаль, что к ней не прислушиваются и за основу не берут.