Найти тему
Insight соцреализмом

Катерина, жена Апостола Севера

«Я клянусь быть с тобой в радости и печали, болезни и здравии, в богатстве и бедности, любить тебя и оберегать наш союз до конца жизни»

Жена в России - это судьба и профессия. Судьба, потому что все браки совершаются на небесах, профессия, потому что выжить на Земле без навыков человеку невозможно, а чтобы сохранить семью кроме хозяйских навыков жене необходимо быть Музой, феей, старшиной роты, психологом и педагогом.

В нашем сознании не так уж и много примеров супружеского профессионализма. Писатели, моралисты основной упор делают на женский героизм. Идеал русской женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…».

Жены в их истинном, православном моральном облике явили себя после восстания декабристов на Сенатской площади. Князь Трубецкой был осуждён за мятеж на пожизненную каторгу. Его супруга Екатерина первой из жён декабристов добилась разрешения разделить участь мужа и отправилась к нему в Сибирь. На этом героическом, но скорбном пути Екатерина Ивановна преодолела поистине адские препятствия. Губернатор разрешил княгине отправиться вслед за мужем пешком, в колонне каторжников. И никак иначе. Княгиня, не моргнув глазом, согласилась. Чиновник устыдился и сдался. Он дал ей повозку и лошадей.

Дальше были новые круги ада. Благодатский рудник, Читинский острог, тюрьма Петровского завода – такова география более десяти каторжных лет, а после – шесть поселенческих лет в Оёке и ещё девять лет в Иркутске.

Результат. «Почему-то только здесь, в сибирской ледяной глуши, Бог даровал княгине столь желанную радость материнства. За долгие годы каторги Екатерина Ивановна родила семерых детей»,- пишет историк.

Мария Волконская провела добровольно в Сибири с мужем почти 30 лет. Мария родилась в семье героя войны, генерала Николая Раевского и Софии Раевской в 1805 году. Ее прадед — М. В. Ломоносов. Девушка получила прекрасное образование и была завидной невестой. Ей посвящал стихи сам А. С. Пушкин. В первый год семейной жизни супруги провели вместе в общей сложности всего три месяца.

Отправляясь за мужем в ссылку, она автоматически становилась женой ссыльного каторжника, поэтому она была вынуждена подписать документ, по которому теряла все свои титулы. Дети из таких семей были записаны как «казенные заводские крестьяне».

А сколько безвестных супружеских подвигов совершили русские жены!

Господа офицеры! Смирно! Равнение на - Шурочку Николаеву! В повести И. Куприна она говорит: «Вся эта мысль о генеральном штабе принадлежит мне одной, целиком мне. Я тянула мужа изо всех сил, подхлестывала его, зубрила, вместе с ним репетировала, взвинчивала его гордость, ободряла его в минуту уныния. <...> Что бы там ни было, но он поступит в академию…"

Когда вы, полковники и генералы, служили командирами взводов в благословенной Борзе или Кяхте, не ваши ли жены стимулировали вас в духе Шурочки? Кем бы вы были сегодня без их веры в вас, без их настойчивости?

Я не стал генералом журналистики. В 1991 году. добровольно бросил академию. Как Нина Андреева (помните такую?) не стал поступаться принципами. Но долг перед женой, которая поехала со мной «за туманом и за запахом тайги» на край света – на Камчатку, помог мне избежать участи многих коллег, так и не приспособившихся к условиям новой России.

Потрясения духовные и социальные в конечном итоге бывают полезными. Не будь 1991 года и последующего гонения на коммунистов, разве бы я узнал о преподобном (тогда, а ныне святом) митрополите Московском и Коломенском, первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского? Его духовный и гражданский подвиг - освоение Дальнего Востока и просвещение его коренных народов. Св. Иннокентия там называют героем миссионерства.

Существует большая литература об этом человеке, да и сам он оставил богатое документальное наследие, историю обращения совершенно дикого края в территорию российского православия. Авторы, в том числе и

Иван Александрович Гончаров в книге очерков«Фрегат «Паллада», описывают ЛИЧНЫЕ подвиги миссионера и нигде нет повести о подвиге его жены Екатерины Ивановны Поповой.

Катерина юной девушкой вышла замуж за выпускника Иркутской семинарии Ивана Попова. Это потом он стал Вениаминовым по настоянию своего семинарского начальства. А Иннокентием его нарекли после кончины 25 ноября 1839 г Катерины при постриге вдовца в монахи. Об этом рассказывал мне праправнук святого Иннокентия, монах Иннокентий (в миру Ростислав Вениаминов, судовой врач, хирург до пострига) во время совместного полета в Нижнекамчатск, где оставались руины храма. В нем служил литургию святой прапрадед во время инспекции своей епархии.

Лететь на вертолете над тундрой – одно удовольствие. А вот идти даже несколько десятков метров к храму – мука. Рой комаров, холодная морось… Зимой здесь ураганные ветры и сугробы высотой с деревенскую избу.

Точно также, наверное, было и 200 лет тому назад. В 1823 году епископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурдуков) получил указ Святейшего Синода с предложением направить священника на остров Уналашка, где учреждалась духовная миссия для просвещения светом Христовой веры инородцев. Жребий этот выпал Ивану Вениаминову. С молодой женой, годовалым сыном, старушкой матерью и юношей-братом отправился о. Иоанн из Иркутска на Тихий океан.

Сначала на лошадях по тайге до реки Лены. Дорога была примерно такой: «ехали по сплошным бадаранам, пересекаемым только по временам быстрыми и глубокими рчками, которые надлежало переезжать, по обыкновению, в брод, и в которых, лошади большей частью всплывали, а ноги седоков были необходимо в воде»

Плыли по реке: «от Качуга до Якутска плаванья было 21 день. Оно покойное, но не всегда безопасное. Худо сложенные и уконопаченные павозки, устроенные только на одинъ проплавъ, потому подешевле, безъ желѣзныхъ скрѣпленій, не только не могутъ выдерживать какого нибудь сильнаго удара объ мель или утесъ, но даже при волненіи, на срединѣ широкихъ мѣстъ Лены, гдѣ едва видны берега, когда при неповоротливости сихъ судовъ трудно пристать къ тому или другому берегу, грозятъ той опасностiю, что изъ широкихъ пазовъ волненіемъ можетъ выбить конопать, и судно пойдетъ ко дну»...

А дальше опять верхом на лошадках и пешком до Охотска. Потом почти месяц на суденышке под парусом до острова Уналашка – островной резиденции Российско-американской компании и центра будущей епархии Русской Америки.

Итого от Иркутска до места назначения 144 дня экстремального пути преодолела молодая женщина с ребенком на руках…

А на Уналашке, «преодолев путь в несколько тысяч километров, иркутский священник вырыл землянку в тундре и первые полгода жил с семьей, как абориген. Потом своими руками срубил избу».

И началась мессионерская работа. В Алеутской гряде было 60 обитаемых островов. На байдарке (каяке – лодчонке из тюленьих шкур размером с ванну в малогабаритной квартире) о.Иоанн по океану побывал на каждом. Выучил язык аборигенов, перевел Евангелие, написал «Грамматику алеутско-лисьевского языка»

И на Камчатке крестил вплоть до Чукотки.

И так - 20 лет среди колошей и алеутов. Без языка, без мужского плеча с детьми и молитвой прожила здесь Катерина. Сколько времени из них видела мужа? Стойко и мужественно несла она все тяготы и лишения мессионерской судьбы. Для святителя она была маяком, гаванью, магнитом.И, конечно же, любимой женой, матерью восмерых детей!

После смерти любимой жены о.Иоанн долго горевал и принял решение.

29 ноября 1840 г. протоиерей Иоанн Вениаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, которому все эти годы молился батюшка, прося помощи в своих миссионерских трудах.

В декабре 1840 года о. Иннокентий был назначен Архиепископом Камчатским, Курильскимй и Алеутским. В этом сане он пробыл до 1868 года. Его епархия была самой большой в мире.

В 1868 году по смерти митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод попросил о. Иннокентия занять пост Митрополита Московского и Коломенского – высший пост в Русской православной церкви. На этом посту о. Иннокентий и оставался до своей кончины 31 марта 1879 года, в Великую Субботу накануне Святой Пасхи. Ему было неполных 82 года. В октябре 1977 года он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Так Катерина стала женой святого. Посмертно.

Владимир Филимонов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц