Найти в Дзене

Создание виртуальных книжных выставок

В последнее время для демонстрации библиотечного фонда вне стен библиотек становится важным такое направление деятельности, как виртуальная выставка, которая служит средством продвижения книги и чтения.

Виртуальные выставки позволяют формировать и поддерживать имидж библиотеки, раскрывают содержание ее фонда, развивают и совершенствуют библиотечный сервис.

Также они позволяют привлечь удаленных заинтересованных читателей, повысить обращаемость фонда. Электронные выставки могут сопровождать проведение различных библиотечных мероприятий: заседание клубов по интересам, презентация книги, тематические вечера, встреча с поэтами и писателями.

-2

Методические рекомендации

Виртуальные выставки остаются самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до удаленных пользователей библиотек.

Виртуальная выставка - публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов, специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для ознакомления и использования.

Виртуальная выставка позиционируется как новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.)

Цель виртуальной выставки – публичное представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.

Использование информационных технологий делает виртуальную выставку живой, динамичной. Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера или телефона, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по определенной теме.

-3

Задачи виртуальной выставки

Это прежде всего:

  • пропаганда книги и чтения;
  • привлечение новых пользователей;
  • комфортность поиска необходимых изданий;
  • создание положительного имиджа библиотек.

Создавая  выставку, библиотекарь решает также несколько задач:

  • применение цифровых технологий в выставочной работе библиотеки;
  • сохранение экспозиции на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;
  • сохранность библиотечного фонда;
  • возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.
-4

Виды и формы виртуальных выставок книг

  • выставка одной книги;
  • выставка коллекции книг;
  • тематическая выставка;
  • презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением;
  • видеообзор с рекомендациями библиотекаря;
  • выставка книг в виде интерактивного плаката.
-5

В отличие от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:

  1. Использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и интересной.
  2. Возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения.
  3. Массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг.
  4. Вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн.
  5. Автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
  6. Мобильность. Часто электронные выставки разрабатываются как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях,  классах.
  7. Экономичность. Виртуальные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами или выставочными стендами.
-6

Структура

Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую информацию:

  • визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.);
  • библиографические данные (библиографическое описание книги);
  • аналитическую информацию (аннотации, рецензии, отзывы читателей и т. п.);
  • оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки из произведения);
  • можно разместить дополнительные материалы по теме выставки;
  • ссылки на интернет - ресурсы (биографии, критические статьи, тематические сайты);
  • сведения о наличии книг в других библиотеках нашего района.
-7

Требования к оформлению виртуальных выставок

  • Первый слайд должен содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом (название выставки и чему или кому посвящена). Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки.
  • Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.).
  • Не стоит писать много текста. Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из аннотации или биографических справок, помните, что большой текст утомляет не только зрение, но и наших удаленных пользователей. Его просто никто не будет читать. Умейте выявлять главное в тексте, упрощайте его максимально.
  • Текст должен хорошо читаться. Лучше выбирать стандартный шрифт без разных завитушек и всевозможных эффектов. Размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации. Не делайте слишком мелкий шрифт.
  • Используйте не более трех разных шрифтов, потому что так советуют эксперты.
  • Анимации на слайде должно быть минимум. Не надо делать много эффектов и тем более разных. Появление текста на слайде по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра.
  • Выбирайте спокойную цветовую палитру. Яркость объекта должна быть в разумных пределах. Поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Используйте не более трех доминирующих цветов в стилистике. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички. Не перестарайтесь.
-8

Алгоритм подготовки и организации выставки

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе.

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы – изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги, в рамках которого размещается подробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других сайтов. В таком случае выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в стенах библиотеки.

В виртуальной книжной выставке, как и в традиционной, используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т. д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т. д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является четкое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

  • художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т. д.);
  • библиографическое описание книги;
  • аннотация представляемой книги.

Создание виртуальной выставки состоит из следующих этапов:

  • Выбор темы.
  • Определение целевого и пользовательского назначения.
  • Поиск документов по теме выставки. Поиск документов ведется по каталогам, картотекам, книжному фонду, библиографическим пособиям и т.д.
  • Разработка структуры выставки. Продумывая виртуальную выставку, учитывается наличие разделов, при этом количество экспонируемых документов в них может ограничиваться программным и техническим обеспечением.
  • Выбор формата выставки. Формат выставки может быть различным. Все зависит от библиотекаря и его знаний в области программного и технического обеспечения. Самым простым вариантом является использование формата «PowerPoint». Но существуют также другие современные сервисы и программы, о которых будет рассказано дальше.
  • Подбор вспомогательных материалов (иллюстрации, фотографии, цитаты из других источников и др.).
  • Подготовка документов к экспонированию.
  • Раскрытие содержания экспонируемых документов.
  • Набор текста на слайдах и его форматирование, т.е изменение шрифта, его размера, эффекта и цвета.
  • Размещение картинок, иллюстраций, аудио, видео и других материалов. Здесь важно не перегрузить выставку картинками, иллюстрациями и дополнительным материалами, помня, что главное в электронной выставке – это книга.
  • Создание навигации. Переход между слайдами выставки нужно делать автоматическим и желательно сделать переход одинаковый для всех слайдов, чтобы был один стиль.
  • На последнем слайде стоит написать данные библиотеки, кто составитель, указать ссылку на источник, где была взята информация и год создания.
  • После того, как выставка закончена, нужно сделать предварительный просмотр, чтобы можно было увидеть недостатки и исправить ошибки. После чего виртуальную выставку можно размещать на сайте или в социальных сетях.
-9

Программы для создания виртуальной выставки

Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок. Для начинающих пользователей рекомендуем использовать программу Power Point.

Виртуальная выставка, сделанная с помощью Power Point, представляет собой презентацию. Эта программа, скорее всего, установлена на всех компьютерах вашей библиотечной системы. Она очень проста и удобна в использовании.

С её помощью можно сделать:

  • слайд-шоу обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным   сопровождением;
  • видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью своего голоса и  видеовпечатлений читателей.
  • выставку книг в виде интерактивного плаката с использованием гиперссылок.

Приложение имеет огромное количество встроенных функций: можно применять любые заготовки шаблонов и макетов, использовать разные цветовые гаммы для дизайна презентаций. Есть возможность вставлять картинки, видео, звуковое сопровождение, анимацию, а также веб-объекты, 3D-графику, схемы, таблицы.

Разные инструменты позволяют выполнять множество действий. Есть редактор изображений: с его помощью можно изменять яркость, цветовую гамму, добавлять разные эффекты. В презентации PowerPoint есть даже функции монтажа для файлов аудио и видео – их можно обрезать в начале и конце. В общем, возможностей у программы PowerPoint очень много.

Следующая программа, где можно делать виртуальные выставки - это конструктор сайтов «Tilda». Сайт Тильда познакомит вас с современными тенденциями визуализации контента. Tilda – это конструктор, позволяющий создавать профессиональные сайты без знания программирования. Принцип конструирования заложен в блоках – добавляя их, можно создавать различные страницы.

Почему именно «Тильда»:

  • Простой и интуитивно понятный визуальный редактор, который освоит даже новичок.
  • Много готовых блоков и шаблонов — легко начать, а результат будет аккуратным и красивым.
  • Автоматическая адаптация дизайна сайта под все устройства и экраны.
  • Один из самых популярных в рунете конструкторов сайтов.

Более подробно познакомиться с сайтом Tilda можно, нажав на эту ссылку, где есть подробный видеоурок как там работать.

Ещё одна интересная программа, о которой хочу рассказать - это графический онлайн редактор Supa. Это простой в использовании редактор, который появился в 2016 году и сейчас активно развивается. Это многофункциональный конструктор, в котором можно делать не только цепляющие видеоролики, но и работать с изображениями включая фото и графику, готовить интересные обложки для социальных сетей, рекламные объявления и много разных других креативов.

Это современный графический дизайн, который сможет освоить каждый библиотекарь. Здесь можно создавать афиши, анимированные лендинги, видео и другой контент для социальных сетей. Оформление дизайна с помощью готовых шаблонов. Выбираете готовый шаблон, который вам приглянулся и приступаем к работе. Над дизайном каждого шаблона работали профессиональные дизайнеры, поэтому эксперты советуют не менять уже представленные цвета, доверьтесь дизайнерам.

Лендинг - это одностраничный сайт с краткой информацией о товаре, услуге, мероприятии или о книге.

Вот посмотрите пример, как будет выглядеть анимированный лендинг, на котором вы найдете ещё много полезных графических сервисов, необходимых для нашей работы https://servis.supa.ws/

Подробное практическое видеозанятие по созданию медиапродуктов в онлайн редакторе Супа можно найти, нажав на эту ссылку.

-10

Другие онлайн сервисы в помощь библиотечным специалистам:

Н. Ю. Басаргина, заведующая отделом обслуживания Белоярской библиотеки