10 подписчиков

Как на поля сражения пришли танки

 Первая мировая война стала не только первым конфликтом международного масштаба, но и положила новый вектор развития человечества.

Первая мировая война стала не только первым конфликтом международного масштаба, но и положила новый вектор развития человечества. По настоящему революционное вооружение, тактика ведения войны, именно всё это и было заложено на полях первой мировой, ценой миллионов смертей и человеческих трагедий. Пожалуй, главное вооружение, что по настоящему было способно поменять ход войны было - танк. Сейчас невозможно представить вооруженный конфликт без использования тяжёлой военной техники, способной перевернуть исход сражения лишь своим одним появлением и танк всегда являлся таковым. В рамках этой статью будет рассказано про историю танка, его появления, а также когда люди впервые столкнулись с этой "адской машиной".
Боевая машина сопровождала человека ещё с древних времён, они использовались для наступательных операций, осадных сражений и т.д.

Боевая колесница древности - первая боевая машина
Боевая колесница древности - первая боевая машина

Однако привычная нам форма танка появилась лишь в начале 20-го века, каждый конструктор экспериментировал по своему, предлагая всё новые и новые идеи, однако никакой общности они из себя не представляли. И вот в 1912-ом году в Англии, один сантехник решил исправить все ошибки своих предшественников, позаимствовав при этом всё самое лучшие. Однако представив своё устройство военной комиссии, его ждало разочарование. Военные считали танки абсолютно ненужными аппаратами, которым нету места, ни в защите, ни в нападении.
Чуть позже началась первая мировая, которую также прозвали "Траншейная война" и не с проста. Солдаты окопавшись в глубоких окопах, обмотав свои укрепления колючей проволокой, вели пулемётный огонь по позициями противника. Однако такой стиль ведения войны поставил главнокомандующих в тупик, никакого наступательного действия не предпринималось, просто было невозможно, необходимо было что-то, способное вскрыть оборону противника, нанеся ему сокрушительный удар. И вот британский военный сэр Суинтон предложил военным бронированный, вооружённый трактор, работающим на гусеничном ходу и имеющий тяжёлое пушечное вооружение в качестве основного.

Эрнест Суинтон - отец основатель танкового строения
Эрнест Суинтон - отец основатель танкового строения

И снова британское военное общество отвергло новую разработку, списав это дело на ненужность и дороговизну. Но всё же нашёлся человек, которого разработка новой военной машины смогло заинтересовать, звали его - Уинстон Черчилль. Он согласился профинансировать проект инициативного инженера и вот 10 сентября 1915-го годы были проведены испытания первого танка - "маленький Вилли", но своё испытания маленький англичанин провалил, не справившись со своей прямой задачей - преодолением окопов и руин, застряв в них. После ряда переработок и новых испытаний сформировался тот самый танк, положивший начало новой военной эпохи - Марк 1.

Mark 1
Mark 1


Свою боевую мощь новая "игрушка" британцев сумела продемонстрировать 1 июля 1916, во время сражения возле реки Сомма. Ошарашенные от увиденного, немецкие солдаты бросали свои окопы, спасаясь бегством. С помощью нового оружия, Британии удалось прорвать линию фронта на целых 6 километров, что раньше было совершено неслыханным.

Битва при Сомме
Битва при Сомме


Вскоре после британцев, немцы тоже озаботились созданием собственной боевой машины - A7V, он превосходил своего предшественника в габаритах и толщине брони, а экипаж вмещал аж целых 7 человек: двух водителей, механика и четырёх стрелков с каждой стороны.

Немецкий танк A7V с экипажем внутри
Немецкий танк A7V с экипажем внутри

В след за всеми и Франция взялась за создание собственной боевой машины, производителем которого был Луи Рено, в честь которого и был назван первый французский танк -"Renault FT", экипаж которого составлял всего лишь два человека: стрелка и водителя. Из вооружения этот малыш мог похвастаться пулемётом, или же пушкой с коротким стволом. Однако несмотря на свою миниатюрность, он стал основным наступательным орудием французской армии и помог стране сберечь собственные границы.

Renault FT
Renault FT


К началу второй мировой войны танки успели серьезно потолстеть, опыт войны в Испании показал, что противопехотные гранаты и крупнокалиберные пулемёты могли с лёгкостью расправится с танковой бронёй. И вот немцы, разработавшие тактику ведения молниеносной войны - блицкриг, решил наконец то воплотить её в жизнь, что им не позволило сделать закрытость первой войны. Однако для ведения подобных наступательных операций необходимы были совершенно новые танки, не служащие стальным щитом для пехотинцев, а чья мощь способна сметать и разрушать вражеские укрепления, штабы, коммуникационные центры. В следствии такой тактики, немцы начали стремительную программу перевооружения и создали совершенно новый штурмовой танк - "Pz.Kpfw 3", имевшей 30 миллиметровую броню. Он проектировался как вооружение, противостоящие вражеской пехоте, а потому он был оснащён великолепной системой наблюдения и мощными укрепления в месте гусениц, дабы не повторять печального опыта прошлых войн, где разорванная на части гусеница делала танк не боеспособным.

Pz.Kpfw 3
Pz.Kpfw 3


Новые немецкие машина сумели прекрасно продемонстрировав себя в боях за Францию, позволив захватить её за несколько недель. Однако когда силы Вермахта ступили на сторону СССР - их ждал неприятный сюрприз, а именно советские танки нового поколения, имевшие под своей бронёй мощные противоснарядные укрепления. Советские дипломаты не раз бывали в Испании во время гражданской войны, с целью поставки вооружения и продовольствия коммунистической стороне. С испанской земли советские инженеры смогли перенести и весь опыт, в частности танкостроения и потому провели серьезную работу над своим тяжёлым вооружением.

Новейший немецкий танк Тигр
Новейший немецкий танк Тигр


В ответ на действия союзов, немцы значительно модернизировали собственные машины, добавив им удлинённую пушку и укрепив броню, что конечно сильно сказывалось на подвижности и скорости машин. Так и появился самый известный немецкий средний танк - Тигр, немцы очень любили называть свои машины в честь животных. Чуть позже они же создали самого тяжёлого монстра во всей истории - Мауса, чей вес достигал 180 тонн. Однако из-за своих габаритов и веса он был просто не способен перемещаться по земле, постоянно проваливаясь под неё и застревал, после чего его производство было свёрнуто, а сами экземпляры отправлены в музеи.

Немецкий танк Маус, хранящийся в музее
Немецкий танк Маус, хранящийся в музее


Конфликт СССР и НАТО вновь запустил процесс модернизации танкового строения.
Изначально, танки создавались как дополнительное оружие, способное вывести из тупика затянувшуюся войну. Сейчас же оно стало основным оружием во всех армиях мира, служащие как для наступательных так и для оборонительных операций.