Возможно, вы не раз слышали красивую историю: самую популярную настольную игру в мире в один вечер придумал некий Чарльз Дэрроу, безработный мужчина, бывший электрик, который в итоге стал миллионером.
Настоящий пример американской мечты? А вот и нет. На самом деле все немного запутаннее.
Кто такая Элизабет Мэги?
Активистка и бунтарка, Элизабет Мэги с детства увлекалась политикой, во многом благодаря своему отцу - антимонопольному политику. Она выступала против общественных норм того времени, была противницей капиталистической системы. Уже понятно, что в начале 20-го века у такого человека не было больших шансов на успех.
Свои политические взгляды Элизабет решила выразить, создав настольную игру. В 1904 году, за 30 лет до Дэрроу, она придумала и запатентовала “Игру землевладельца”. У нее было два набора правил: антимонополистический и монополистический. Первая стратегия, “Процветание”, позволяла каждому игроку становиться богаче, и по итогу проигравших не было. А в результате второй, “Монополист”, победителем был один человек, который разорил всех своих противников.
Так женщина хотела показать игрокам, и взрослым, и детям, последствия двух видов землевладельческой политики и показать несправедливость существующей системы.
Игра стала популярна среди левых интеллектуалов, студентов и профессоров. Некоторые из них даже использовали ее в обучении экономике в Гарварде и других крупных университетах США.
Элизабет Мэги хотела продать свою работу крупной компании Parker Brothers, но основателю не понравилась идея: игра слишком сложная и “политически ангажированная”. Он отказал ей дважды.
Чарльз Дэрроу украл Монополию?
Элизабет выпускала “Игру в землевладельца” на свои деньги, и многие люди знали о ней. Игроки вносили изменения в правила, распространяли свои версии. Так поступил и Чарльз Дэрроу.
Оставшийся без работы Дэрроу случайно узнал об игре от друга. От него же он получил набор правил. Чарльз Дэрроу изменил не только название, дизайн, он изменил саму задумку, оставив только одну часть правил - “Монополист”. Теперь идея стала понятна каждому: стань самым богатым игроком!
В 1935 году ему одобрили патент, а игру, хоть и не сразу, купили Parker Brothers. Та самая компания, которая отказала Элизабет! Справедливости ради, они выкупили у нее права, заплатив $550.
“Новая” Монополия стала успешной в первый же год и вскоре распространилась по всему миру, а Дэрроу заработал миллионы. Его называли единственным создателем игры, а упрощенную историю успеха прилагали к сборнику правил, который вкладывали в каждую коробку. У Мэги не украли игру, но забрали право быть упомянутой в истории.
Только в 1974 году профессор экономики расследовал истоки игры и обнаружил патенты Мэги. Стараясь добиться справедливости, он десять лет судился с Parker Brothers и выиграл. Несмотря на то, что Элизабет не стала богатой или знаменитой при жизни, ее творчество продолжает жить, а ее роль в создании игры признана во всем миром.