Кабинет информатики должен содействовать успешному обучению школьников, их развитию и формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. Немаловажную роль в решении этих задач играют стендовые материалы, предназначенные для экспонирования демонстрационных материалов, интересных фактов по предмету, занимательных задач, работ учащихся и многого другого.
Педагог должен уметь не только пользоваться в процессе обучения стендовыми материалами, но и создавать их самостоятельно и\или с привлечением учеников. В Шадринском государственном педагогическом университете ведется систематическая работа по формированию у будущих учителей умений проектирования моделей и создания стендов в натуральную величину. Важно научить студентов не только использовать ИКТ для создания макета, но и производить отбор, систематизацию, сортировку материалов, создавать собственные, авторские задачи и упражнения по предметной области, занимательные, иллюстративные, информационные стендовые композиции и пр.
Для реализации данной цели студенты педагогического направления подготовки уже с первого курса осваивают материал курсов "Технологии цифрового образования", Цифровые технологии в профессиональной деятельности", "Теория и методика обучения и воспитания (по областям). В учебном плане предусмотрена так же учебная практика по цифровизации, где будущие учителя будут осуществлять практическую деятельность по созданию разнообразных цифровых ресурсов по своей предметной области на основе использования имеющегося в технопарке универсальных педагогических компетенций оборудования.
Создание стендовых (печатных и цифровых) материалов является одним из направлений, которые реализуются в ШГПУ в процессе подготовки будущих учителей.
В данной статье описаны несколько типов стендов, которые разрабатываются в ходе работы проблемной группы по теории и методике обучения информатике, рассмотрены методические рекомендации по использованию данных стендовых материалов на уроках и внеурочной деятельности по информатике. Аналогичные материалы разрабатываются в ходе обучения студентов других направлений подготовки.
Все разработанные стенды представляет собой мобильные демонстрационно-обучающие системы, предназначенные для самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся. По типу конструкции стендов по информатике разделены на:
- стенды, выполненные в виде книги;
- автодидактические (самообучающие) стенды в виде игры на сопоставление;
- стенды-раскладушки.
Информационная составляющая стендов изменяема за счет конструкций каркасов, предполагающих дальнейшее совершенствование, добавление отдельных блоков. Рассмотрим более подробно каждую из предложенных конструкций.
- Стенд-книга. Целью данного стенда является совершенствование знаний школьников об операционных системах (Linux, Windows) и некоторых прикладных программах (Microsoft Word и OpenOffice Writer; Microsoft Excel и OpenOffice Calc).
В качестве задач использования данной конструкции стенда выступают следующие:
- предметные: ознакомление учащихся с особенностями операционных систем и соответствующих им прикладных программных комплексов; формирование у учащихся знаний о предпосылках возникновения различных направлений в области системного и прикладного программного обеспечения; совершенствование умений по использованию программного обеспечения современных ПК и навыков работы с информационными ресурсами;
- метапредметные: развитие у учащихся элементов системного мышления, за счет всестороннего, целостного, многоаспектного рассмотрения двух операционных систем и их связей с прикладным программным обеспечением; совершенствование умений применять на практике знания, полученные самостоятельно в процессе изучения материалов стенда;
- личностные: воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, законопослушность при использовании чужой интеллектуальной собственности, уверенность в своих силах при освоении различных программных средств.
Разработанный стенд представляет собой мобильную демонстрационно-обучающую систему, предназначенную для учебно-исследовательской работы учащихся и представленную в виде книги. Один разворот стенда-книги может содержать материал одного или нескольких тематических разделов. В разработанном студентами, будущими учителями информатики, стенде содержатся сведения об операционных системах Linux, Windows; офисных программах MS Word, OO Writer; MS Excel, OO Calc.
С помощью материалов первого разворота стенда-книги учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с той операционной системой, которую не рассматривают на уроках информатики, и получить некоторые дополнительные сведения о другой операционной системе (исторические справки, интересные факты и пр.). Использование информации, содержащейся на втором развороте стенда можно получить сведения о некоторых возможностях текстовых процессоров Microsoft Word и OpenOffice Writer. С помощью материалов, представленных на третьем развороте, учащиеся могут сравнить две программы, предназначенные для обработки числовой информации Microsoft Excel и OpenOffice Calc.
Практическая составляющая текста стенда состоит в том, что материал может быть использован для формирования умений свободно адаптироваться в незнакомой среде, т.е. умений использовать различные программные продукты, предназначенные для одной цели.
Работа со стендом может проходить в двух направлениях: учебно-исследовательском и демонстрационном.
Учебно-исследовательское направление может быть представлено в виде самостоятельной индивидуальной работы или групповой творческой работы школьников со стендом. Это направление предполагает активное участие учителя и учащихся в обсуждении вопросов, рассмотренных в информационной составляющей стенда. Учитель может дать ученикам творческие задания, касающиеся продолжения оформления стенда по данной проблеме, поиску интересной информации, занимательных задач и пр. Кроме того материал стенда поможет при подготовке учащихся к дискуссии по насущному для общеобразовательных учреждений вопросу: «Какое программное обеспечение выбрать для школы – коммерческое или свободное?».
Демонстрационное направление предполагает использование стенда в качестве демонстрационного средства обучения на этапе объяснения нового материала. Кроме того, электронный макет данного стенда может быть использован в качестве демонстрации графических возможностей компьютера.
2. Автодидактический (самообучающий) стенд в виде игры на сопоставление. Целью данного стенда является совершенствование знаний учащихся об ученых, которые занимались проблемами информатики и смежных наук.
К задачам использования подобного стенда следует отнести следующие:
- предметные: ознакомление учащихся с биографиями и основными достижениями различных ученых; визуализация учебного материала (фотографии ученых, схемы, модели, рисунки, информационные модели изобретенных ими объектов, устройств).
- метапредметные: развитие у учащихся элементов системного мышления, за счет всестороннего, рассмотрения вопросов истории развития ВТ; совершенствование умений применять на практике знания, полученные самостоятельно в процессе изучения материалов стенда.
- личностные: воспитывать у учащихся такие качества личности как критичность мышления, честность, объективность.
Данный стенд содержит учебный материал о таких ученых как Мухаммед Ал-Хорезми, Дж.Атанасов, С.Брин, С.Джобс, К. Цузе, Б.Паскаль, Ч. Беббидж, Н. Вирт, Р. Декарт, К. Шеннон, Дж.фон Нейман, Р. Томлинсон, Г. Холлерит, И.С. Брук, В.М. Глушков, Д. Кнут, С.А. Лебедев, А. Тьюринг и многих других.
Один разворот стенда содержит материал об одном ученом: фотография (рисунок), биография и основные направления его исследований в области информатики или смежных наук (математики, физики и пр.). На правой стороне листа стенда учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с биографией ученых, которую подробно не рассматривают на уроках информатики, и получить некоторые дополнительные сведения о их достижениях, идеях и открытиях. Левая сторона листа содержит фото-галерею (различные изображения – фотографии, портреты, эскизы и шаржи) ученого.
Стенд «Персоналии» приспособлен к самостоятельной работе школьника, представленные материалы только однажды (когда ученик впервые видит стендовый материал), дает эталон действий с тем или иным объектом, входящим в него. Автодидактическая составляющая изначально заложена в конструкцию этого стенда. Листы намеренно разделены пополам для того, чтобы реализовать возможность самообучения школьников. При этом возможно использование нескольких приемов работы со стендовыми материалами:
- сопоставление фотографии ученого с описанием его трудов, идей в случае, когда на уроках уже рассматривался этот вопрос;
- решение занимательных задач, связанных с историей развития вычислительной техники (кроссворд, задания на поиск лишнего объекта и обоснование этого выбора и пр.);
- самостоятельный анализ стендовых материалов по таблице с ключами и пр.
Учащимся может быть предложена групповая работа со стендом, которая осуществляется при подготовке внеклассных мероприятий по темам, касающимся истории развития ЭВМ, жизни и творчества ученых.
3. Стенд-раскладушка. Цель: визуализация основных правил безопасной работы в компьютерном классе с помощью метода просмотра стереоизображений Анаглиф.
К задачам можно отнести следующие:
- предметные: ознакомление учащихся с правилами организации работы в компьютерном классе; формирование у учащихся знаний о методе просмотра стереоизображений Анаглиф.
- метапредметные: развитие внимания, памяти, совершенствование умений применять на практике знания, полученные самостоятельно в процессе изучения материалов стенда.
- личностные: формирование ценностных убеждений о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в компьютерном классе, воспитывать у учащихся интерес к изучению информатики в целом, и построению стереоизображений, в частности.
Дополнительное оборудование: для просмотра материалов стенда обязательно наличие стерео очков, которые учащиеся могут сделать самостоятельно.
Разработанный стенд может быть использован как демонстрационное пособие, используемое на первом уроке информатики (изучение, повторение основных норм и требований безопасности к работе в компьютерном классе), а так же как учебный визуальный материал по теме: «Обработка графической информации. Растровая графика» для базового курса информатики и факультативных курсов по компьютерной графике. Практическая составляющая стенда состоит в том, что материал может быть использован для создания ситуации заинтересованности к изучению дополнительной темы «Создание стереоэффектов при помощи компьютера».
Отрицательным аспектом при использовании подобных материалов является быстрая утомляемость глаз при просмотре материалов, выполненных с помощью метода просмотра стереоизображений Анаглиф.
В процессе подготовки будущих учителей информатики преподавателям вуза следует обратить особое внимание не только на формирование у студентов умений использовать готовые стендовые материалы, но и разрабатывать конструктивно новые, эффективные стенды, способствующие формированию ответственного отношения школьников к учению, умений анализировать, обобщать материал, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Подобная работа может быть реализована в рамках осуществления научно-исследовательской работы студентов.
Публикация подготовлена зам.руководителя технопарка Н.Н. Устиновой.
Заявки на экскурсии, интерактивы по данной и другим темам можно оставлять в комментариях или в группе ВК по ссылке https://vk.com/technoshgpu
Подписывайтесь на наш канал, здесь много интересного!