Часть 1. Немного истории.
Привет!
Как и обещал, сегодня мы начинаем грандиозный, комплексный, умопомрачительный, невероятный, бесполезный, наиглупейший (нужное подчеркнуть!), но, в любом случае, - ДОЛГОСРОЧНЫЙ проект - создание в программе Blender 3D (версия 2.93) подробной компьютерной модели реального крейсерского парусного тримарана "Каламбур". В зале тишина, все встают. Долгие, продолжительные аплодисменты...
Так уж получилось, что за свою жизнь мне удалось построить и поэксплуатировать на акватории Нижнекамского водохранилища несколько самодельных лодок.
Первая была тоже тримаран - 5-ти метровый "Аллегро".
Переоборудованная гребная лодка "Кефаль", шпринтовые паруса, пенопластовые поплавки... Кстати, автор лодки - великолепный мастер и очень хороший человек Альфер Нурович Ягудин. Это он меня втянул в любительское судостроение. Вчера (6 марта 2023 года) я с прискорбием узнал о его кончине... Светлая память Альферу! Земля ему пухом!
...
Следующей моей лодкой был уже полностью самостоятельно построенный 4,7-метровый компромисс "Теофил Норт". Проект был взят из книги "15 проектов судов для любительской постройки".
На фото - автор данных строк и его сын Егор, старательно выстрагивающий "мачту для яхты"...
Затем в моей жизни был небольшой, но яркий период, когда я возглавлял Детско-юношескую судоверфь при Клубе юных техников КамАЗа.
По моему проекту на третьем этаже жилого дома, где размещался в то время КЮТ, мы с учениками 6-х - 7-х классов построили 6-ти метровый катамаран "Одиссей".
Корпуса катамарана были с помощью крана выставлены на улицу, затем на лодочной станции их собрали в единое целое.
После сборки и вооружения, мы ходили в многодневные походы!
Параллельно всему сказанному я занимался, скажем так, теоретическими изысканиями в плане проектирования маломерных судов, вынашивая в тайне от всего семейства мечту построить большую НАСТОЯЩУЮ яхту.
В результате на свет появилась моя методика проектирования обводов маломерных судов, основанная на применении интерполяционных многочленов Лагранжа. Многочлен - это не то, о чём Вы подумали, а совсем даже вот что:
Между прочим, довольно большая статья с описанием моего метода была опубликована в журнале "Катера и яхты", и по следам этой публикации я даже получил заказ просчитать корпус яхты для одного самодельщика. В итоге все были довольны!
Как раз к тому времени я обзавёлся программируемым калькулятором, на котором и выполнил все расчёты своего нового парусника - 10,7 метрового тримарана "Каламбур".
Уже гораздо позже, когда у меня дома появился персональный компьютер (а "Каламбур" к тому времени успешно отходил несколько навигаций), я перевёл свою программу в формат электронных таблиц Excel, входящих в состав пакета Microsoft Office.
Вот что в результате получилось:
Ну а если отвлечься от сухих цифр и непонятных графиков и взглянуть на Каму, то мы могли увидеть вот какую картинку:
Вот эту лодку мы и будем моделировать!
Сразу хочу предупредить: здесь, на страницах этого проекта, я в принципе не буду рассматривать замечания и критику такого плана: "так яхты не строят", "такое чудо не то что ходить, даже плавать не сможет" и т.п. Но буду рад получить замечания, советы, рекомендации по тем или иным методам 3D-моделирования в программе Blender 3D!
Свою яхту я выбрал не для того, чтобы показать кому-то, как надо строить яхты. На примере 3D-копии "Каламбура" я хочу продемонстрировать всем желающим освоить программу Blender различные приёмы и методы трёхмерного моделирования на компьютере.
Лодку мы будем (хоть и виртуально!) строить очень тщательно, с максимальным соблюдением всех размеров, материалов и форм - все три корпуса, обшивку, т.н. дельные вещи (лебёдки, утки, якоря) рангоут и такелаж, детали внутреннего оборудования, паруса, швартовное и рулевое устройства...
Для каждого моделируемого предмета я буду показывать, как он выглядит в реальности, давать размеры-чертежи, приводить картинки аналогов и прототипов, а также пояснять, как он функционирует. Надеюсь, выполнив данный проект, каждый приобретёт много полезных знаний и умений!
В заключение этой вступительной части публикую 3D-картинку моего "Каламбура", которую я делал довольно давно, в программе Autodesk 3Ds Max.
Что-то такое, и даже, надеюсь, лучше, должно получиться у каждого из вас!
Так что настоятельно советую - подписывайтесь и начинайте прямо сейчас включаться в проект. Потом догонять будет сложнее!
Я не прощаюсь. До следующего выпуска!
И, самое главное! В конце каждого урока будет прикладываться ссылка на блендеровский файл, который каждый желающий может СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО скачать и начать моделировать яхту прямо с этого этапа!
Файлы я буду выкладывать без текстур. Вы можете "раскрасить" их самостоятельно - выделить любой объект с нужным материалом и подставить в режиме Shading в узел "Image Texture" любую текстурную карту, в том числе и скачанную с моих уроков.
"Табышмак": деревянные авторские головоломки Андрея Устюжанина
Предыдущий урок по программе Blender 3D "Мой дом - моя крепость!"
Самодельный крейсерский тримаран. Часть 2.