Что может быть прекраснее рассуждений в стилистике Родиона Раскольникова "тварь ли я дрожащая или право имею"? Бесценно. Умозаключение, подобное топору - действительно, человек, вступающий на очевидно незаконную стезю борется не только со страхом последствий, с наказанием, осуждением, но и с собой, со своей совестью. И если в неравной схватке совесть проигрывает, человек себя отпускает. В прямом смысле слова. Все противоречия между совестью, моралью, принципами и жаждой совершить преступление - спадают. Остается лишь надменность. Фамилия Раскольникова была избрана, думается мне, отнюдь не случайно - он буквально расколол свою душу отягчающим выбором. Перепанахал себе жизнь ударом топора.
Надменность, гордыня, тщеславие - одни из самых страшных грехов человека. Ведь украсть можно из безвыходной ситуации, чтобы накормить голодного ребенка, убить можно в состоянии аффекта, от причиненных страданий, от такого насилия над твоей душой, что больше уже вытерпеть невозможно. Это, конечно, не оправдывает преступника, но обычно такие преступники сами приходят с повинной, мятутся и ведут себя как загнанные звери, чувствуя себя павшими, морально угнетаются тем, что сделали.
Сравните с картиной, когда мотивация к воровству, убийству и другим тяжким преступлениям происходит из гордыни: "Я такой ахренефигительный, я достоин, я имею на это право".
Кинолента 2020 года "Аферистка" повествует о современной бизнеследи, которая под эгидой опекунства над пожилыми людьми, отправляет их в дома престарелых и распродает их имущество, пользуясь механизмами, закрепленными законом. Благодаря "неравнодушному" судье и прикормленным врачам ставятся правильные диагнозы, штампуются судебные приказы о принудительном выселении стариков за пределы общества из их домов, из их жизней. Знакомый директор дома престарелых обеспечивает правильный "уход" за подопечными. Попутно люди принудительно освобождаются от тягот жизни людской и любых материальных ценностей, от своих родственников и от имущества, которое они могли своим детям оставить. Также в непонятную дыру заталкиваются права на свободу передвижения, право частной собственности, честь, достоинство, право общаться с детьми и родственниками и другие никому не интересные понятия.
Но наша "героиня" Марла (Розамунд Пайк) не скрывает своих намерений нажиться. Изначально рассказывает о невозможности заработать честным трудом, насмехается над уделом "жертв", сравнивая себя с хищником, а не травоядным. В угоду сравнения со львами ставятся и сюжетные переплетения. Она нарывается на территорию другого льва-самца, злого русского мафиози Романа (в исполнении Питера Динклейджа, какая ирония - Ланнистеры платят по своим долгам), любимую маму которого, бесподобную Дайан Уэст, и тот принимается ей угрожать и метить свою территорию, пытаясь отстоять свою мать от произвола опекунши. В дело идут любые методы - убийство замешанных в дело врачей, попытки силой забрать мать из заботливых рук медперсонала, угрозы, подкупы и судебные тяжбы.
Отдельный привкус от тупизны вызывает сцена суда. Выдержки из нее заставят умирать от хохота неподготовленного юриста - мало того, что главгероиня затыкает, перебивает "его честь" так еще и новоявленный адвокат бабушки не может ответить на самый простой вопрос о полномочиях. На каких основаниях он представляет интересы бабушки? Вот на каких? А не на каких. Они даже не соизволили сфабриковать против мошенницы нормальное дело, не пригласили правозащитные организации, фонды защиты стариков и так далее. В конце концов сынок не знает подпись своей мамаши и у него нет возможности быстро состряпать доверенность от ее имени. Просто будь у меня миллиарды долларов и мама в руках мошенников - бабушку бы в суд приволокли на подчерковедческую экспертизу и Марла только бы глазками шуршала, особенно в той части где бабуля сама бы подтвердила, что знает адвоката, доверяет ему и просит представлять ее интересы в суде, более того, после слов о своем насильственном удержании и лишении ее прав частной собственности. А адвокат просто пришел рисоваться в суде, да не вышло. И ушел вдаль, сверкая арманями и габбанами.
Но не такова наша львица - не в ее характере пасовать перед каким-то львом, она ему яйца откусит за возможность разбогатеть на старушках. И 150 кусков, предложенных ей Романом, для нее не деньги. Она вознамерилась оторвать с такой добычи кусочек по-аппетитнее. Золотые слитки, бриллианты и другие ценности в банковской ячейке только разбередили ее зверский голод.
Вот казалось бы закономерен итог - "злая рюсьская мафия" сейчас воздаст ей по заслугам. Однако, Марла умудряется выжить с жидкостью, введенной в легкие, накачанная снотворным или наркотическим препаратом, за рулем автомобиля, на полной скорости упавшего в реку. Думаете тут и конец Кошмарле? Нет, торжество фарса на этом не оканчивается и за одну ночь чудесного спасения Марла успевает добраться до заправки, переодеться, спасти подругу от смертельных, судя по многочисленным следам побоев, травм (что выражается в пластыре у брови, видимо она заклеила пластырем и внутренние кровотечения, а отбитые органы исцелились после освежающего поцелуя). И, не отходя от кассы, разработала план Великой Мсти. За себя и за Фрэнки. Обнулить двух охранников и выкрасть зарвавшегося богатого мафиози.
В итоге всласть поизголявшись над "злым рюсьским мафиози" она оставляет его в живых, на тех же правах, что и его мать. Главный же финт ушами от сценаристов заключался в том, что русский, видя, из уст персонажа Питера Динклейджа, "тупую, упрямую бабу", которая вцепляется своей борзой мертвой хваткой в денежки, предложил ей сотрудничество, создание мегаприбыльной корпорации по разводу стариков на бабло, 50 % доли в бизнесе и 50 % брюликов, ранее присвоенных Марлой.
И по всем законам жанра, бумеранг прилетает оттуда, откуда не ждали. От простого парня, который хотел увидеть мать, умершую в хосписе, в казенном стардоме, и ее никто не держал за руку.
Берегите старушек. Берегитесь старушек.
Она - львица - повержена. Да еще кем, презираемым ею представителем мужского пола (тут с самого начала она практически воюет с мужчинами), да еще из класса рабочих. Он презираем ею вдвойне.
На какой-то момент в фильме (один из самых тошнотворных) ты уже готов сопереживать главной злодейке, но она становится еще мерзее. Да, она не убивает, по крайней мере, это так преподносится, тем более - не мужчину богаче ее, им же можно воспользоваться, не старую женщину, вводя ей какие-то очень зверские курсы лечения - она ее добыча и в расчет вообще не берется. Она делает жизнь зависимых от нее людей много хуже, чем смерть и не оставляет им выбора. Да и сам факт того, что какой-то кодекс чести у нее остался - она помогает своим "близким подругам", если втянуть в совершение преступления для кого-то считается помощью. Но то как она это делает, заставляет задуматься, что по-настоящему близких людей у нее нет и не было никогда - только деньги.
Современный Родион Раскольников никогда не раскается в своем преступлении, а жертвенная Сонечка Мармеладова, скорее всего завалит еще и кучу людей, не считаясь ни с возрастом, ни с чем другим.
Тем более, что мир капитализма разделит всех сам на тварей дрожащих и власть имеющих, Марле даже думать не приходится. Ей позволено всё.
Может в этом и есть основной сюжет картины? Ведь она умрет на вершине, но на эту вершину ей позволено было зайти. Раскольникову не было позволено, потому что наказание последовало незамедлительно. Марла осталась безнаказанной, а "канадский дровосек" просто измарал об нее руки.