Начиная разговор о событиях лета 1918 года, я считаю необходимым сразу показать вам главного героя повествования - полковника Сергея Николаевича Войцеховского, человека, почти спасшего Императора, Колчака и Чехию.
Именно его войска спешили в Екатеринбург в июле 1918 года, за пару дней до расстрела Николая II с семьей, его войска спешили в Иркутск, где был заточен Колчак. А после поражения белых, после отплытия с Врангелем из Крыма, Войцеховский получил звание генерала в чешской армии и со всей решимостью белого офицера был готов биться с наступавшей нацисткой Германией, но Чехия сдалась без боя, отправив Сергея Николаевича в отставку, после чего ему было предложено пойти по стопам Власова и воевать против СССР. Войцеховский отказался, а после, когда красные освободили Чехию, его вывезли в Москву и приговорили к тюрьме, где он и скончался. Несмотря на такие фатальные неудачи, Войцеховский показал себя знающим свое дело военным человеком, чья решимость не знает ни пощады, ни границ.
Вернемся в 1918 год.
Основной ударной силой, взявшей Екатеринбург, был чехословацкий корпус. Сразу возникает вопрос - почему иностранцы воевали за уральский город. Тому поспособствовала череда событий, в которой были виноваты сами красные.
Чехословацкий был сформирован еще во время первой мировой войны, из состава пленных чехов и словаков, решивших продолжить войну против Германии и Австро-Венгрии (за которых они прежде воевали). И самое странное в этой ситуации в том, что формально, на бумаге, этот корпус подчинялся ... Франции. И именно Франция приказала им эвакуироваться из Украины в сторону Владивостока, чтобы его эвакуировали в Западную Европу... Иначе эти 40 тысяч штыков оказались бы зажаты меж двух огней - пожара советской революции и наступающей Германии на западе. Как и полагалось, план оказался неудачный, и красные перехватили корпус в Челябинске, самонадеянно решив его разоружить, чего, естественно, не произошло.
И здесь начинается история освобождения Екатеринбурга Войцеховским. Наступление началось 13 июля, а уже 15 июля, осознав всю бедственность положения, красные начали эвакуироваться из города. К сожалению, 16 июля, они решили к тому же расстрелять Николая II.
Уже 26 июля Войцеховский, с западной стороны, захватив сперва узловую станцию Кузино, а после, по железной дороге дойдя до Екатеринбурга, вошел в город.
Красные в Екатеринбурге сдались практически без боя. Уже 24 июля в дело вступили белые подпольные организации. Многие из их участников были двойными агентами - прикрывались работой на красных. Подпоручик Зотов, командир подпольщиков, работал на большевиков, штаб-капитан Буров был у красных начальником разведки, капитан Симонов - начальником штаба. К тому времени все властные структуры красных город покинули, оставались только отряды прикрытия. Многих из них подпольщики прикончили, а после вышли на соединение с вошедшими в город казаками, шедшими в авангарде, впереди Войцеховского с чехословаками. Всего за ночь им удалось продвинуться по Главному проспекту (ныне проспект Ленина) через весь город, а подошедшие утром белочехи захватили вокзал Екатеринбург I (Екатеринбург Пассажирский) и двинулись на Екатеринбург II (ныне станция Шарташ), где догнали отступавших красных, после чего и без того наспех организованная эвакуация превратилась в бегство. Потери белых составили 2 человека - 1 из казаков и 1 из чехословацкого корпуса. Красные потеряли убитыми около 30 человек и около 700 человек дезертировали.
На целый год в Екатеринбурге восстановилась порядочная власть, правда тоже не особо стабильная, но без произвола и террора, который пришлось пережить горожанам за время правления красных. Есть свидетельства о расстреле 70 рабочих ВИЗа, сомневаюсь, что то было заслуженно, если вообще в тех реалиях можно было справедливо заслужить расстрел обычному рабочему завода. В какой-то из дней уехал в сторону Тюмени грузовик с 20 заключенными, из которых только один умудрился сбежать и рассказать, что всех расстреляли без суда и следствия. 11 офицеров и священнослужителей были расстреляны по приказу Хохрякова (а ведь одна из улиц носит название этого преступника). Хотя, что врать, есть свидетельские показания и о белом терроре. Гражданская война беспощадна. В моем понимании все же красные терроризировали народ просто потому что могли, а белые уже зачищали тех, кто красным способствовал - бывших комиссаров, красноармейцев, коммунистов. Да и не я один так считаю.
К сожалению, в июле 1919 года, превосходящие силы красных начали брать Екатеринбург в кольцо, что вынудило белых отступить, но они успели перед этим эвакуировать жителей. Боев за город опять же не было.
В завершении попрошу вас не спешить одаривать венками чехословацкий корпус. Как бы то ни было, они помогли белому движению только на Урале (естественно эпизод с Екатеринбургом не единственное применение в бою корпуса, например, они бились за Нижний Тагил, где два полка погибли практически поголовно), после, двигаясь в сторону Владивостока, уже у Иркутска, они сменили сторону. Если бы не их предательство, Войцеховский бы, вероятно, успел взять Иркутск до расстрела Колчака.