Писатель А. Приставкин раскрывает вопрос о том, в чем заключалось взросление детей в годы суровых испытаний.
Автор-рассказчик, будучи школьником, в годы войны работал на станке и вместе с товарищами изготавливал шины для раненых. Суровая военная обстановка заставляла детей рано взрослеть, то есть чувствовать ответственность и за получение образования, и за трудовой вклад в победу.
Автор-рассказчик дополняет описание взросления подростка еще одним важным эпизодом, когда он как настоящий рабочий получил талон для питания. Мальчик старался прийти в столовую вовремя – рано утром. Женщина, раздававшая еду, удивилась и «поглядела на него с уважением». Когда подросток шел домой, он чувствовал, что стал физически взрослее: «стал теперь шире в плечах и выше немного». Чувство гордости, испытываемое мальчиком, является признаком не только физического, но и нравственного взросления.
Факты серьезного труда подростков в годы войны и их стремление по-взрослому приносить пользу доказывают главную мысль автора о том, что процесс их взросления отличался естественным для них желанием стать частью рабочего класса.
Автор-рассказчик подводит читателя к пониманию того, что в процессе взросления подростка происходят не только физические, но и нравственные изменения. А нравственный уровень взросления детей в годы войны был чрезвычайно высок. Мальчик гордился тем, что он стал рабочим человеком. Ведь он хотел похвалиться не приобретением дорогостоящей вещи, а тем, что работает как настоящий взрослый и приносит пользу.
Выражая согласие с автором, я удивляюсь такому поведению подростков и горжусь предками. Известно, что суровая жизнь заставляет человека рано взрослеть. В годы войны дети сталкиваются с нестандартными обстоятельствами жизни, которые заставляют их понимать, что в мире существует беда и что надо смотреть на жизнь по-новому. Дети становятся серьезнее, ответственнее. Они рано задумываются над тем, что такое жизнь, что такое труд и что такое смерть. Они хотят делать так же, как взрослые. Подростки военной поры являлись опорой для семьи, оставшейся без кормильца, и должны были в силу обстоятельств рано повзрослеть. Таковы особенности взросления детей в годы войны.
Итак, вопрос, иллюстрируемый событиями из подростковой жизни автора-рассказчика, заставляет юного читателя задуматься над тем, а каких нравственных принципов придерживается он, когда хочет быстрее повзрослеть.
ТЕКСТ
В войну после уроков нас, школьников, приводили на завод и ставили за станки. Каждый день по четыре часа мы делали шины для раненых. Однажды мастер весело сказал:
- Вот вам первая получка - талон на рабочий завтрак! Только один. Кто хочет первый?
Нас было семь человек, мы стали ссориться, однако мастер утешил:
- Талоны будут каждый день - все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано и порции по этому талону выдаются до шести утра.
Жребий идти первому пал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, сестра разбудила меня:
- Эй, вставай, а то свою рабочую порцию проспишь!
Зажав в кулаке талон, я шёл по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди, которые заполняли дорогу впереди и позади меня. Я ещё никогда не видел на этой дороге так много людей, и мне хотелось узнать, рабочие ли они и куда они идут. И ещё похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон!
В большой горячей столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны, и им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошёл. Какая-то женщина торопливо сказала:
- Мальчик, здесь по рабочим карточкам – не мешайся!
Я протянул талон - поглядела на меня с уважением:
- Надо же… Уже …!
Она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже потерял дар речи. Целая рабочая порция!
Потом я пошёл домой. И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного. А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. Теперь я понимал хорошо: это идут те, у кого в карманах есть талоны на рабочие порции. (По А.Приставкину)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) – российский писатель, общественный деятель.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки