М. Зощенко – мой, пожалуй, любимый писатель-сатирик (читала, в основном, его рассказы). Но вот прочла две его книги («Перед восходом солнца», «Возвращённая молодость») и поняла: это умнейший, образованнейший человек, большой психолог и философ. Это его размышления о жизни и смерти, о молодости и старости, о здоровье и болезни, о силе разума.
Что делает человек, когда ему хорошо? Автор приводит пример с младенцем, который ещё не осознаёт действительность, не может мыслить, не знает, что такое радость, дружба, любовь, богатство, наслаждение, но он улыбается. Улыбается от того, что он здоров, накормлен, его ничто не тревожит.
«Что делает человек, когда ему плохо?»- задаётся вопросом автор. Он выплёскивает эту громадную негативную энергию, которая у него внутри, наружу, что проявляется в крике, слезах, жестах и т.п. И это правильно, считает автор, потому что, если держать эти эмоции внутри себя, они начнут разрушать организм.
Что делает человек для того, чтобы ему было плохо? Пытаясь понять это, писатель рассказывает историю об обезьяне в зоопарке, которая беззаботно, с ужимками прыгала по клетке, пока один из посетителей, которого она, видимо, раздражала, не ударил её палкой. Тут она пришла в бешенство: стала кидаться на клетку, грызть железные прутья. И одна из женщин, сочувствуя, подала ей гроздь винограда. Обезьяна тут же забыла обиду и боль, наслаждаясь виноградом. Человек, в отличие от обезьяны, не может так быстро забывать обиды. Он ещё не раз будет возвращаться к ситуации, которая вывела его из равновесия. «Не надо иметь воспоминаний»,- делает вывод автор.
И вот он задумывается о необходимости научиться управлять собой и своим на редкость сложным телом. Человек, считает Зощенко, должен контролировать свой мозг, «так как мозг сам по себе не всегда интересуется, нужна ли та работа, которой он заведует».
А затем автор рассказывает историю о встрече с человеком, который в 53 года чувствовал себя стариком («всё говорило о том, что песенка его спета»), но, пройдя через драматические испытания, сумел помолодеть на десяток лет. Это - повесть, то есть вымысел возможен. Но далее в комментариях автор приводит примеры из жизни великих людей, которые не отличались здоровьем в молодости (напротив, некоторые из них были тяжело больны) и прожили до завидной по тем годам старости.
«Вот список великих людей, здоровье и долголетняя жизнь которых были, по мнению автора, организованы собственными руками: Кант - 81, Толстой - 82, Галилей - 79, Гоббс - 92, Шеллинг - 80, Пифагор - 76, Сенека - 70, Гете - 82, Ньютон - 84, Фарадей - 77, Пастер 74, Гарвей - 80, Дарвин - 73, Спенсер - 83, Смайлс - 90, Платон - 81, Сен-Симон - 80, Эдисон – 82».
И в противовес приводит список великих людей, закончивших жизнь в цветущем возрасте: «Моцарт (36 л.), Шуберт (31), Шопен (39), Мендельсон (37), Визе (37), Рафаэль (37), Ватто (37), Ван-Гог (37), Караваджо (39), Эдгар По (40), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Добролюбов (27), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24), Маяковский (36), Грибоедов (34), Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон (40), Блок (40».
Пытаясь разобраться в причинах их ранней смерти, Зощенко приходит к определённым выводам. Первую причину он видит в душевном конфликте, в раздвоенности сознания, в противоречии между «хочу» и «должен» (вспомним судьбу писателей, которые вынуждены были писать в стол то, что они хотели, а публиковать то, что от них требовали): «Механика этого страдания заключается в том, что мозг переутомляется от этих постоянных навязчивых или тяжелых мыслей и тем самым (являясь как бы регулятором всей работы организма) путает эту работу и создает привычку к неправильности», что приводит к сбоям в организме.
Вторая причина – это постоянное переутомление мозга, когда человек глубоко поглощён работой, погружён в творчество, забывая и не умея организовать отдых: «Сделаем сравнение. Если автомобиль, идущий со скоростью восьмидесяти верст в час, резко остановить, то катастрофа неизбежна. Это знают люди, управляющие машинами, но этого почти не знают люди, управляющие своим телом».
И в том, и в другом случае решающая роль принадлежит мозгу. И поэтому выход писатель видит в том, чтобы управлять своим мозгом, контролировать его работу. О том, как это сделать, и ещё много интересного вы узнаете из названных ранее двух повестей М. Зощенко (или, возможно, в следующем моём комментарии).