Повесть
Автор благодарит за консультации, идеи, интересные истории из жизни педагогический коллектив Воронежского Центра образования №1 и участников литературного объединения "Юный спасатель", с которым довелось работать в 2009-2010 гг.
***
К «профильному» дню Артем подготовился основательно: на конюшню в Малышево съездил не один раз, в воскресенье там провел практически весь день, да и потом три дня подряд ездил туда после уроков, наладил контакт с будущей напарницей – молодой кобылкой Горкой, чем потряс весь коллектив до глубины души: Горка была существом строптивым, могла расплясаться-разыграться, как вороной конь во сне Степана Разина, в самый неподходящий момент, поэтому ее выводили только сотрудники, детей на ней не катали, кадет к ней не подпускали – и вдруг она сама потянулась к абсолютно незнакомому мальчишке. Объяснили это очередным капризом. Три дня Артем под присмотром пожилого конюха чистил и расчесывал Горку, время от времени угощая ее кусочками хлеба, а когда он еще и проехал на ней верхом, сотрудники в один голос решили, что новичок молодец и зачет сдаст обязательно.
Однако вся эта «штурмовщина», хоть и помогла в дальнейшем, конкретно на этой неделе оказалась не нужна: одиннадцатый «А» отправили на полигон, куда должны были приехать сотрудники телевидения – готовить репортаж к юбилею спасательной службы.
- Может, ты не поедешь? – неуверенно предложил Глеб после того, как объявил классу об изменении в плане работы.
Артем не успел ничего сказать: вмешался Гусаров.
- Да почему? Пусть уж ребенок съездит – хоть посмотрит, что такое полигон, - сказал Валерка тоном заботливого родителя. – Наверх его, конечно, пускать не стоит… от греха… сверзится еще. Но рядом постоять, поучиться – почему нет?
- Все я умею! – вспыхнул Артем. – Это же веревка с узлами, карабины там… с таким же снаряжением? Поднимались мы!
Глеб все еще сомневался.
- В школе?.. Это другое. Что такое спортзал? Это же всего два этажа, а мы на пять пойдем.
- Мы по несколько раз поднимались и спускались, - возразил Артем. – В общей сложности…
- Это не то! – мотнул головой Глеб. – Еще и психологический момент: в спортзале ты поднялся до потолка – и тут же спустился. Стоишь на твердом полу, тебе спокойно. А тут все вверх, вверх… третий этаж, четвертый, пятый… земля все дальше. Первый раз… неуютно – честно говорю. А тут еще и под камерами. Накосячишь – Михась, инструктор, нас всех сгрызет.
- А вообще меня там должны видеть? – упрямым тоном проговорил Артем. – Типа как зачет какой-нибудь? Чтобы точно знать, что я умею. Должны? Вы-то, наверное, все это сто раз сдали – завтра это же как показательно?
- Да это все так… Тем, я все-таки не советую… Потом покажешь когда-нибудь, в индивидуальном порядке.
- Пусть съездит, - снова сказал Гусаров. – Рядом постоит. Ему полезно будет хотя бы чисто зрительно ознакомиться. На стену, конечно, не надо.
- Валер, не заводи человека, - вмешался Максим Тарасов, видя, как на побледневшем лице Артема задергались нервы. – Ничем хорошим не кончится.
- Я не завожусь. Просто пойду со всеми, - все так же упрямо сказал Артем, не глядя на Валерку.
- Да ладно, Глеб! Пусть попробует, - снисходительно произнес Гусаров. – Почувствует, что не дотянет до пятого этажа – на том же втором или третьем уйдет. Снаряжение только сами подгоним.
- Снаряжения я не видел, что ли? – вспыхнул Артем, но тут уже спорить было бесполезно.
Глеб открыл большой ящик с горой ремней и, предварительно отыскав приклеенную скотчем бумажку с фамилией, начал выдавать снаряжение одноклассникам:
- Саш, твое… Саид... Эта мелочь (не глядя) – Людкина… Даш, ты примерь – вдруг объем прибавился.
- У меня жира нет! – обиделась рослая Даша.
- А кто про жир говорит? – удивился Глеб. – Ты же свою штангу через день нянчишь – это же и в нижней части напряжение… накачиваешься. Я серьезно: прикинь на всякий случай – вдруг другое подбирать придется. Вон, за кафедру спрячься!
- Мы отвернулись, - успокоил девчонку Максим.
И парни действительно разом повернулись спиной к кафедре, за которой Даша, задрав до пояса форменную юбку, надевала «трусы» из ремней.
- Яш, твое… Даш, и учитывай, что завтра ты эту сбрую будешь надевать на камуфляж, а не на колготки, так что запас должен быть.
- Есть запас… хватит, - сердито сказала Даша, негромко лязгая металлическими застежками.
- Есть, есть! – подтвердила Зоя.
- Так… это мое… Валер, твое… Алинке передайте… У всех есть? Все, Печорину подбираем!
Подбирали серьезно: из оставшейся бесхозной «сбруи» выбрали все, что могло подойти худому Артему, заставили померить все, наиболее подходящее заставили перемерить несколько раз для сравнения – что удобнее.
- А как же ты хотел? На такую высоту лезть – тут все должно быть надежно…
Это все было вчера, а сейчас Артем стоял в толпе одноклассников на полигоне службы спасения, так же, как все, опутанный веревкой с узлами и карабинами, затянутый в десяток ремней, и с неприятным чувством, которое все усиливалось, смотрел на серую громаду учебного здания с пустыми оконными проемами… Подъем – спуск… пятый этаж… Пожалуй, Глеб прав: одно дело – работать в спортзале, и совсем другое – здесь. Вроде бы все знакомое… всего лишь подняться по веревке – не поднимались, что ли? А вот как-то… И уже не откажешься - сам настоял, за шиворот никто не тащил…
Операторы устанавливали камеры, лохматый парень (очевидно, корреспондент) отдавал какие-то распоряжения, попутно что-то уточняя у немолодого грузноватого мужика в форме – очевидно, это и был тот самый грозный «Михась», которого одиннадцатый «А» за вчерашний день вспоминал на каждом шагу. С ними стоял и Глеб – парень с телевидения его тоже о чем-то спрашивал.
- Это кто? – заметил инструктор незнакомого мальчишку. – Вон, между Исаевым и Денисовым стоит.
- Новенький, - ответил Глеб.
- Еще не легче!.. Он сможет? – инструктор перешел на шепот. – Давно он у вас? Ты хоть бы вчера его прислал, я проверил бы.
- Говорит, сможет.
- Он откуда?
- Из пятой.
- Из пятой… - задумался инструктор. – Там вообще-то преподаватель ОБЖ сильный… сколько на соревнованиях приходилось бывать – пятая выглядит достойно… Ладно, с Гусаровым его поставим, - решил он. – Вон на то окно – крайнее, там вторую веревку не убрали.
- А что сейчас, Михаил Дмитриевич? А то ребята ждут…
- Ну, подождут еще немного. Тут вот хотят сначала немного с вашими девочками поговорить.
Впрочем, с девочками беседовали недолго: поинтересовались, чем привлекла их профессия спасателя и кто каким видом спорта занимается. По поводу выбора профессии ответили стандартно: благородная, мол, профессия, актуальная, востребованная в нашем неспокойном мире – ведь сколько сейчас техногенных и экологических катастроф! Тем более (к нашим ребятам это, конечно, не относится!) мужчины уже не те: и со здоровьем у многих проблемы (и часто по причине той же самой экологии), и характер не мужской. Ну, разве это мужчины, которые стараются женщине на шею сесть? А как от армии бегут! И что – такие полезут в огонь? Смешно даже представить! Дай Бог, чтобы сам в обморок не упал да не пришлось его на руках нести. Так что дефицит кадров возможен - потому и женщин принимают… Акробатика, которой занимались Люда и Алина, и Зоин велосипедный спорт особого впечатления не произвели, хотя корреспондент признал, что это тоже большой труд, вот Даша со своей тяжелой атлетикой – это да: съемочная группа посмотрела на девчонку с уважением.
По поводу первого пункта Михаил Дмитриевич успокоился: все, как надо. Молодцы девочки: не манерничали, не прятались друг за друга в приливе настоящей или мнимой стеснительности, все четко, по делу – наши люди, не подведут!..
- Товарищ инструктор, разрешите обратиться! – послышалось за спиной.
Михаил Дмитриевич обернулся. Перед ним стоял новенький. Теперь, вблизи, инструктор увидел усталое взрослое лицо, глубокие вертикальные морщины над переносицей – да, наверное, такие же морщины и на лбу, просто их из-под каски не видно… что-то вроде нервного тика – быстро и мелко дергаются нервы в уголке рта и на щеке… Похоже, жизнь у мальчишки не сахар, но он явно не размазня: взгляд решительный.
- Слушаю. Кстати, представься.
- Печорин Артем. Товарищ инструктор, я понимаю: человек я новый, вам не знакомый, мой уровень вы не знаете… Я согласен, чтобы меня кто-то подстраховывал – но только не Гусаров! У нас с ним психологическая несовместимость…
- Вот спорить со мной не надо! – строго сказал инструктор. – Я ставлю с тобой очень надежного человека – такого, с которым не только на пятый этаж по стенке подняться, но и в огонь, и в воду можно идти. Всей вашей совместной работы – минут на пятнадцать от силы, отработать и без психологической совместимости можно. Ты же не в космос с ним летишь на полгода! Давай без капризов!
Артем в течение нескольких секунд мрачно смотрел на него. Ну, вот – «без капризов»! А дурацкие Валеркины шуточки насчет спадающих чулочков и мокрой воды? Артем не ребенок, чтобы терпеть все это!
- Погоди! – вдруг спохватился «Михась». – Печорин… Отец – бывший военный? А сейчас предприниматель, да?
Артем кивнул.
- Как же, знакомы... Ну, вот! Ты же сын военного – что такое дисциплина и распоряжение старшего, понимать должен. Все, Артем! Не тяни время, иди, работай!
Отказаться от такого напарника, как Гусаров, не получилось. Настроение совсем упало.
- Ты чего такой? – тихо спросил Максим, когда Артем вернулся к ребятам.
- Нормально все, - сквозь зубы проговорил Артем.
- Не ври. Что случилось?
- Ничего.
- Может, не полезешь? Опасно в таком состоянии.
- Нормальное состояние. Тем более… я с надежным человеком, - с сарказмом произнес Артем.
- Валерка? – Максим все понял. – Он правда надежный.
- Что – надежнее тебя?
Максим усмехнулся.
- Надеюсь, на равных. Не злись из-за ерунды, думай, как ты все это пройдешь. Вниз не смотри только… на всякий случай.
- Лучше бы с тобой, - вздохнул Артем. – С Женькой, Сашкой, Саидом – с кем угодно! Он же сейчас поинтересуется, не забыл ли я надеть памперс… или что-нибудь в таком же духе.
- Первое отделение! К подъему! - послышалась команда.
- Ни пуха! – Максим хлопнул Артема по плечу.
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.