В июне 2023 года исполняется 87 лет нашему земляку, выдающемуся ученому в области глубокой переработки молочного сырья, заслуженному деятелю науки РФ, академику Андрею Георгиевичу Храмцову.
Широко известный в научном мире Андрей Храмцов родился в 1936 году в деревне Аксеново Саргатского района. Его имя включено в справочник выдающихся ученых мира Кембриджского интернационального биографического центра и в рейтинг «2000 выдающихся имен XX века». В 1998 году американский библиографический центр назвал его среди «5000 мировых имен», а в 2004м его имя было включено в книгу «Лучшие люди России».
Список научных трудов академика Храмцова составляет более 1500 наименований. Среди них свыше 100 монографических изданий, 60 учебников, учебных пособий и брошюр, 90 патентов и авторских свидетельств на изобретения.
Его научно-педагогическая деятельность отмечена на государственном уровне: он награжден орденом «Знак Почета» (1971), медалью «За трудовую доблесть» (1970), медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом», золотой медалью Всесоюзного центра научных достижений (2000). Андрей Храмцов – обладатель нагрудного знака «Изобретатель СССР» и многочисленных отраслевых наград.
Андрей Храмцов – из многодетной крестьянской семьи. Родители его были вечными тружениками: отец Егор Иванович, прошедший Первую мировую войну, работал плотником, мать Аксинья Васильевна – дояркой.
Тяжелые времена не щадили семью. «Два брата – Миша и Митя погибли на войне, сестра Мария умерла от голода, – вспоминает академик. – Две старшие сестры Лена и Вера и брат Иван смогли уйти из села в Караганду по вербовке, сестра-труженица Мира (помню ее руки доярки, которые делали до 10 000 «жимов» в день) вышла замуж в соседнюю деревню...»
Когда Андрей учился в десятом классе, умер его отец. Из одиннадцати человек в семье остались он, маленькая сестра Галина и мама Аксинья Васильевна. Из своего детства будущий академик навсегда запомнил, как она вставала на дойку коров в четыре утра и ложилась после полуночи.
Трудиться он начал в детстве – в деревне все ребята после четвертого класса летом привлекались к труду. Вначале водили быков с волокушами, потом им доверяли лошадь для подвоза сена. Официальную трудовую деятельность Андрей Храмцов начал в 1954 году в колхозе. В том же году он решил поступить в Омский сельскохозяйственный институт на гидрофак. Успешно сдал вступительные экзамены, но учиться пришлось заочно – нужно было перестраивать разваливавшуюся избу.
Достроил дом, работал в колхозе, заведовал клубом, был секретарем комсомола, членом райкома. А после первого курса учебы понял, что не его это путь. И принял судьбоносное решение: по совету декана факультета молочной промышленности, корифея молочного дела, профессора Николая Семеновича Панасенкова перешел на этот факультет – на очную учебу.
Старт был непростым: приняли кандидатом, без стипендии и общежития. Из-за разницы в учебных планах нужно было сдавать экзамены еще по пяти предметам. Но это не испугало Андрея. Учился он с удовольствием и в итоге стал получать не просто стипендию, а повышенную. Избирался старостой группы, затем секретарем бюро комсомола факультета, был представлен на институтской Доске почета. И память о своих однокурсниках, преподавателях и прекрасном студенческом времени сохранил на всю жизнь. «Где бы я ни трудился, какие бы степени и звания ни получал – всё это было заложено на молфаке ОмСХИ и является данью моим уважаемым преподавателям», – отмечает академик.
С Омского сельскохозяйственного института начался его путь в науку...
АЛТАЙСКИЙ ПЕРИОД
С 1959 года после выпуска из сельхозинститута Андрей Храмцов работал на Алтае. Начал сразу с должности... главного инженера Чарышского маслосырзавода. «Сначала был горный Чарыш. Это тринадцать молочных заводов, сто сепараторных отделений; 250 километров в диаметре, конь для постоянных разъездов и... шесть месяцев абсолютно непроезжие дороги... И прекрасный советский сыр со сливочным маслом бренда «Два лебедя»», – вспоминает Андрей Георгиевич.
Работа на Алтайском сырзаводе стала важным периодом в становлении ученого: Андрей Храмцов принимал участие в осуществлении государственных планов по централизации производства советского сыра на Алтае. Для этого надо было нарастить выпуск сыра от сотен до тысяч тонн! К 1961 году в СССР были потеряны опытные кадры сыроделов, доля советского сыра высшего сорта снизилось до критической точки в 3%. И для спасения этого направления требовались экстраординарные меры.
Проблем было немало: качество исходного молока, стабилизация и механизация крупнотоннажного производства, обеспечение высокого качества продукта. 25летнему главному инженеру пришлось выдержать противостояние с директорами восемнадцати совхозов, поставлявших комбинату некачественное молоко. Райком КПСС поддержал принципиальную позицию Храмцова, и животноводы взялись за повышение качества сырья – главного фактора качества твердого сыра. Комплекс принятых мер стал организационным и технологическим прорывом. В первый же год реализации этих мер доля сыра, выпускаемого высшим сортом, возросла до 61%.
Андрей Храмцов столкнулся еще с одной задачей, определившей его судьбу как ученого-практика, – это необходимость рационального использования молочной (подсырной) сыворотки. Речь шла о половине объема перерабатываемого молока, которое при производстве сыра уходило в отходы. Решение этой проблемы тоже стало научнохозяйственным прорывом: была реализована в промышленном масштабе технология получения из сыворотки молочного сахара (лактозы) – препарата, необходимого для медицинской промышленности. Это производство находилось на государственном контроле и относилось к компетенции главного инженера.
Андрей Георгиевич на всю жизнь сохранил благодарную память о своем руководителе и наставнике во время работы на Алтае (а затем и в Ставрополье), авторитетном профессионале молочной отрасли Геннадии Васильевиче Доильницине.
Алтайский период деятельности Андрея Храмцова напомнил о себе в 2000е годы: к его наградам прибавилась медаль за заслуги во имя созидания», учрежденная правительством Алтайского края.
К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИИ
Работу по молочному сахару Андрей Храмцов продолжил, когда в 1965 году стал научным сотрудником ВНИИ маслоделия и сыроделия (Углич, Ярославская обл.). По этой же теме в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию. Сегодня он признается: «Мне до сих пор непонятно, как я попал в науку, а затем высшую школу и задержался в них до настоящего времени...» Если это не Судьба – то что же?
В 1969 году Андрей Храмцов за цикл своих работ по лактозе был награжден медалью ВДНХ, а в 1971м за внедрение технологии ее промышленного получения – орденом «Знак Почета».
В 1971 году он едва не вернулся в родную Омскую область – его прочили на должность директора Сибирского филиала ВНИИ молочной промышленности (более известного как ВНИМИ). Но в силу семейных обстоятельств вместо Омска оказался в Ставрополе – был назначен директором Северо-Кавказского филиала ВНИИ маслодельной и сыродельной промышленности.
Кубань стала опытным полигоном для реализации новаций в молочной переработке. Сыроделие, маслоделие, комплексная переработка вторичного молочного сырья, особенно подсырной сыворотки, производство биопрепаратов, заквасок для силосования кормов, хлебопечение с использованием натуральной и сгущенной сыворотки – лишь беглый пунктир тем, по которым работал коллектив филиала во главе с Андреем Храмцовым. В решении рабочих вопросов и в исследованиях активное участие принимали его супруга Раиса Федотовна, сын Андрей и дочь Светлана.
Здесь в 1974 году он защитил докторскую диссертацию по совершенствованию технологических процессов производства лактозы. Эта научная работа сыграла немалую роль в организации в СССР 100 цехов молочного сахара. Который поставлялся и на экспорт.
Значимыми являются результаты совместной работы Андрея Храмцова с врачомпедиатром, доктором медицинских наук, профессором Георгием Филиппским по применению лактулозы в педиатрии. В рацион детей с дефицитом массы тела успешно внедрялись концентраты для детского питания. Технология их получения была темой диссертации бывшего дипломника Храмцова, а затем кандидата наук и директора молочного комбината «Ставропольский» Сергея Анисимова. Это один из многих примеров, как технологии переработки молочной сыворотки позволили достичь отличных результатов в решении актуальных вопросов питания.
Андреем Храмцовым была также подготовлена записка в ЦК КПСС по сушке молочной сыворотки. При этом производстве отходы превращаются в доходы, исключаются проблемы загрязнения окружающей среды и реализуется законченный технологический цикл. (В современной России в год производится более 100 тысяч тонн сухой молочной сыворотки, а когда-то ее закупали в Аргентине.)
С 1978 по 1997 год – период преподавательской работы Андрея Храмцова в высшей школе. Он заведовал кафедрами в Воронежском технологическом институте, затем в Ставропольском политехническом институте. В этот же период (в 1990 году) стал академиком Российской академии сельскохозяйственных наук (с 2013 года – академик Российской Академии Наук).
С 1998 года и по настоящее время Андрей Георгиевич Храмцов – профессор-консультант Северо-Кавказского федерального университета и научный руководитель НИИ биотехнологии пищевых продуктов. Здесь он продолжил работу над лактозой и ее производной – лактулозой. Стал основателем научно-производственной школы «Технологии живых систем».
20 лет потребовалось научной группе Храмцова на создание чистой лактулозы. Эти усилия были более чем оправданными, ведь лактулоза имеет уникальные медико-биологические свойства, ее получение дало возможность разработать ряд ценных препаратов. В 2001 году работа научного коллектива во главе с академиком Храмцовым была отмечена премией правительства РФ в области науки и техники, а в 2010м его научная школа была удостоена гранта президента Российской Федерации.
В 2016 году в связи с 80летием ученому было присвоено звание почетного профессора Ставропольского государственного аграрного университета. Андрей Храмцов является членом Национального комитета по молочному делу и в течение многих лет представлял Россию в Международной молочной федерации.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Более полувека Андрей Георгиевич занимается подготовкой кадров высшей квалификации. Он подготовил 47 кандидатов и 11 докторов наук, у многих из них уже есть свои последователи. В работах его аспирантов и докторантов решаются актуальные проблемы по рациональному использованию сельскохозяйственного сырья.
Среди учеников Храмцова немало омичей: специалисты Любинского молочно-консервного комбината и других омских предприятий молочной переработки заочно учатся в Северо-Кавказском федеральном университете по специальности «технология молока и молочных продуктов», защищают диссертации в диссертационном совете этого вуза.
Растут и крепнут творческие и научные связи академика Храмцова с учеными кафедры продуктов питания и пищевой биотехнологии Омского государственного аграрного университета. В мае 2019 года в вузе прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 60летию со дня окончания Омского сельскохозяйственного института академиком РАН Андреем Храмцовым. Участниками конференции стали 150 ученых из российских вузов. Они обсудили технологии молочных, мясных, рыбных и хлебобулочных производств, качество и безопасность специализированных продуктов питания.
Не только близкими людьми, но и соратниками стали для Храмцова его жена и дети. Со своей супругой Раисой Федотовной он прожил в мире и согласии 62 года – до ее кончины в 2020 году. Дети и внуки тоже пошли по научной стезе. Сын Андрей стал доктором наук, но к великому горю семьи погиб в автоаварии. Дочь Светлана – профессор СКФУ; внучка Анастасия – кандидат наук по двум специальностям.
Андрей Георгиевич в свои почти 87 лет продолжает преданное служение молочному делу: с учениками и соратниками начал заниматься проблемой сохранения качества молока-сырья в хозяйствах малых форм. Продолжается работа по внедрению инновационных (ресурсосберегающих и безотходных) технологий промышленной переработки молочного сырья. Одно из ее направлений – совершенствование производства на основе молочной сыворотки кормовых добавок с функциональными свойствами и внедрение их в животноводстве. Переработка молочной сыворотки вошла и в федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Андрей Георгиевич обращает внимание своих учеников и соискателей ученых степеней на перспективы дальнейшего продолжения их научных работ. Например, по рекомендации академика на Любинском молочноконсервном комбинате его дипломница, начальник производственной лаборатории Юлия Бурнусова проводила важные исследования по содержанию в молочных продуктах лактулозы. Он также посоветовал руководству предприятия изучить возможности очистки и последующей реализации воды, выпариваемой из молока. (Вода получена не из природных источников, а из организма коров, поэтому обладает особой энергетикой и может быть интересна широкому кругу потребителей.)
В основе новых идей и направлений дальнейшей научной деятельности – непреложная уверенность Храмцова: «У молока отходов нет – есть только неиспользуемые резервы!»
Молочная переработка за полвека прошла путь от ручного сепаратора и огневой коробки с конным приводом до мембранных нано-биотехнологий. И в этом большая заслуга академика Андрея Храмцова. Человека, который, по его словам, мечтает «напоить всех россиян, а может быть и мир, парным молоком и лечить молочной сывороткой».