В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как после заключения Святого Иоанна Предтечи Иродом под стражу Господь Иисус Христос вышел на проповедь, и излагается содержание Его первых проповедей: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Блаженный Феофилакт обращает внимание на то, что как святой Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию, так и Господь призывал их к покаянию. То есть то, что Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу, не прервало проповеди покаяния. И если сам Ирод сделал это для того, чтобы прекратить обличение со стороны пророка по отношению к его собственному личному греху, то бесы, которые действовали через Ирода, делали это для того, чтобы прекратить проповедь покаяния в принципе, однако же это им не удалось.
Господь в проповеди говорит больше, чем Иоанн Креститель, Он говорит, что исполнилось время. То есть время Ветхого Завета завершилось, поскольку смысл его заключался в подготовке пришествия Христа. Наступило новое время, когда пришел Христос и приблизилось Царствие Божие, и при этом Он не только проповедует покаяние, но и призывает веровать в Евангелие. То есть именно эти два ключа: покаяние и вера в Евангелие открывают для нас двери в Царство Божие.
Покаяние – это не просто сожаление о сделанных злых делах. Многие ошибочно полагают, что покаяние – это чувство. Бывает, действительно, покаянное чувство, и оно имеет большую роль в духовной жизни человека, но это скорее то, что содействует настоящему покаянию, чем покаяние само по себе. Само по себе покаяние – это дело не чувства, но воли, а именно то, насколько человек исправляется, изменяет свою жизнь и оставляет грех, в котором он раскаивается. Как святые отцы говорили, что покаяние – это злых дел оставление, а не только лишь сожаление или плач о них. Иногда люди и плачут, и самыми последними словами себя ругают за сделанный грех, а через короткое время снова совершают его как ни в чем не бывало. И что значат все эти слёзы или самоукорение, если человек от злого дела не отстаёт? Конечно же, это не покаяние. И напротив, если человек, может быть, даже и не имея больших чувств, исправляет свою жизнь и борется с грехом – вот это покаяние.
Также, конечно, необходима вера в святое Евангелие Христово, то есть учение Господа Иисуса Христа нужно принимать всем разумом своим, всем сердцем безо всякого сомнения и следовать ему. И вот эти два условия необходимы для вхождения в Царствие Божие, как указал Господь в Своей проповеди. Ни покаяние без веры в Евангелие, ни вера в Евангелие без покаяния недостаточны для спасения и не ведут к спасению, поэтому, когда говорят: вот человек есть хороший, но в Бога не верит, почему ему не спастись? – именно поэтому. И наоборот бывает, люди говорят: ну человек же верит в Бога и как-нибудь Господь его да помилует, несмотря на то, что он во грехе живёт.
Нет, не помилует.
Господь дал нам все средства для того, чтобы измениться и исправиться. Евангелие дословно означает «благая весть, добрая весть». И в этом радость Евангелия – то, что мы на самом деле можем измениться. У нас самих по себе сил не хватает, но с Богом, с Его помощью, мы можем действительно стать лучше. К этому призывает нас Господь. И это путь в Царство Небесное, он всегда вверх, а не вниз.
Так что, отзываясь на эти проповеди Господа, будем и мы веровать Его Святому Евангелию и приносить Покаяние. Потому что покаяние – это не разовое дело, покаяние – это процесс и жизненный принцип. Не так, что один раз я покаялся и потом уже забыл об этом. Даже исправившись, христианину полезно сохранять покаянное чувство, памятуя о том, из какой греховной грязи нас вытащил Господь, для того, чтобы сохранять смирение и чтобы избежать высокомерия и гордости, которая может подкрасться даже и при размышлении о плодах покаяния.