Найти тему
АвтоСборник

Атомная электростанция на гусеничном шасси танка - как в СССР планировали автономную энергетику Севера.

Ядерная энергетическая установка в СССР была разработана сразу после войны, поскольку это было необходимо для работы над проектом атомной бомбы. На тему были брошены все силы и средства, на которые была способна ещё только возрождавшаяся советская экономика. Одновременно прорабатывалось создание мобильных реакторов для применения на судах и даже самолётах.

В те времена без ориентации на оборону в стране не делалось вообще ничего. Никто бы не позволил Минсредмашу заниматься проектами энергоснабжения народного хозяйства, когда всё в СССР было направлено на подготовку к очень вероятной очередной войне. Надо было укреплять защиту северных рубежей и осваивать огромные территории Сибири, надёжно удалённые от потенциальных угроз. Для энергоснабжения баз ВМФ, ВВС и радиолокационных станций дальнего обнаружения в труднодоступной местности можно было использовать лишь автономные дизель-электростанции. А мощность и бесперебойность требовались на высочайшем уровне. При этом для доставки топлива никаких путей, кроме сезонного судоходства, не было.

-2

Решить проблему могли бы ядерные электростанции на гусеничном ходу, для которых препятствий почти не существовало, а в подвозе топлива они не нуждались. Перспективная разработка Мобильный комплекс энергоснабжения был совместно выполнен предприятиями Минсредмаша и КБ Кировского завода. Уменьшенный реактор такого же типа, как для разрабатываемого ледокола Ленин, по водо-водяной двухконтурной схеме был смонтирован на тяжёлом танковом шасси от Т-10. Удлинили и расширили гусеницы, добавили катки, установили самый мощный на то время танковый дизель. Проходимость танка была сохранена.

-3

Разместить установку на одном шасси было невозможно, комплекс включал в себя четыре машины. Одна вмещала реактор и защиту, вторая генерировала пар, в третьей стояли турбины и генератор. Четвёртую отвели под управление и резервное питание. Общая масса достигала трёхсот тонн. Мобильность позволяла использование железнодорожных платформ. Тепловая мощность составила почти 9 мегаватт, но генератор отдавал только 1,5. Для большинства нужд этого хватало. Станция перемещалась своим ходом в заданный район, где разворачивалась и окапывалась для защиты от радиации.

До использования в реальных условиях тему не довели. Сказывалась привычка военных к работе с более традиционными источниками энергии. Да и средств у страны на всё не хватало, а установка была больше перспективной, чем пригодной к настоящей боевой работе. Станция отработала в испытательном режиме несколько лет, после чего была законсервирована. Но остался огромный опыт в создании подобных устройств, который полезен и сейчас, если в нём возникнет потребность.