Найти тему
АвтоСборник

"Тройка" и её заграничные "собратья".

Когда-то, в свое время, на многих автосалонах, в кадрах кинохрониках, на страницах журналов немало шума наделали три автомобиля: итальянский Fiat 125, польский Polski Fiat 125p, и наш ВАЗ 2103. История их создания, взаимного влияния друг на друга столь интересна и противоречива, что споры не умолкают и по сей день.

Хронологический порядок таков, сначала фирма Fiat продала ПНР лицензию на производство машины Fiat 125 в начале 1965 года. Примерно в тоже время у Fiat шли переговоры с СССР по покупке лицензии того же Fiat 125 и его более скромного собрата Fiat 124. Последний позже трансформируется в ВАЗ-2101 или же, как ее будут называть, «копейку». Подвид «копейки», в формате универсал будет называться ВАЗ-2102. Однако еще на стадии предварительных переговоров советским инженерам станет понятно, что 124 модель к слепому копированию не годится, в ходе чего она была кардинально изменена. Причем часть изменений возьмут на вооружение сами инженеры Fiat, но что самое обидное для итальянской стороны, Fiat 124 не имел унификации с Fiat 125, на чем настаивала советская сторона. Поэтому инженеры ВАЗа решили «трёшку», прообразом которой и должен был быть Fiat – 125, создавать сами на основе «копейки».

В Польше же к моменту выхода первой советско-итальянской «копейки» полным ходом шло производство Polski Fiat 125p, однако машина эта была гибридом, кузов ее и МКП были от 125 модели, а вот кузов от 124. С одной стороны, подобное решение делало машину дешевле, ведь модель 125 люксовая, с другой, итальянский Fiat не создавал себе же более дешевого конкурента. Поэтому вид у Polski Fiat 125p был попроще, например, рычаг КП был выведен на рулевую колонку, как у автомобилей предыдущего поколения. Кроме того, польские инженеры не стали выпускать все новые модели, как это потом сделает ВАЗ, а меняли лишь цифры в буквенном сочетании MR. Цифры эти обозначали год выпуска модернизированной модели. Еще одна характерная черта польских авто инженеров, различные вариации одного и того же кузова. Например, Warszawa (советская «Победа») была седаном, комби и даже пикапом. В формате пикапа и универсала выпускался и Polski Fiat 125p.

     "Тройка"
"Тройка"

В СССР создавая «трёшку» отталкивались от принципа что ВАЗ-2103 это не просто иной, более высокий уровень автомобиля, но и люксовый вариант, приближенный к уровню «Волги». Поэтому салон ВАЗ-2103, панель приборов с вставками под дерево и тахометром, ее более агрессивный внешний вид говорили о премиальном уровне. К примеру, багажник был отделан пластиком, что придавало внешнему виду пару баллов, а в салон приникало меньше шума, задний диван имел подлокотник, ручки дверей были утоплены. Кстати говоря, Fiat 125 был с ручками, выступающими наружу, однако решение советских дизайнеров понравилось итальянцам, и они в дальнейшем выпускали эту модель именно с такими дверными ручками. Но за такую премиальность советский человек должен был заплатить на две тысячи больше, чем за «копейку», что при средней зарплате в 120 рублей было немало!