Найти тему
Зеркало

Обучение

Оглавление
Про эти фонарики в шапочках из снега мой старший сказал, что они совсем как наша семья
Про эти фонарики в шапочках из снега мой старший сказал, что они совсем как наша семья

Здравствуйте, дорогие читатели. К сожалению я никак не могу войти в ритм и писать обещанные статьи хотя бы через день - очень уж много сейчас работы, да и у дети в конце четверти требуют повышенного внимания и некоторой помощи в учебе, так что обещанная еще в воскресенье статья получилась у меня только сейчас, прошу за это прощения.

Итак, я обещала рассказать, как обучала своего старшего сына простейшим навыкам. Оговорюсь сразу - я никакой даже и близко не специалист. Из множества методик я путем мучительных проб и ошибок нашла то, что работает именно в отношении моего ребенка и частный случай вовсе не означает, что нужно учить подобным образом всех детей с проблемами в обучении и коммуникации. Но думаю что некоторые мои наработки могут пригодится и в других случаях. Часть принципов обучения старшего (например, систему поощрений и наказаний) я применяла и в отношении моего вполне обычного младшего, и это тоже работало.

Поэтому - просто примите как некоторый опыт, их которого может быть можно что-то взять и для себя, а может и нет - ведь все мы разные. И то, что сработало у меня вполне может не пойти в другой семье. Поэтому никоим образом не учу других, просто делюсь своими мыслями по этому поводу.

Пожалуй основа всего - это три принципа, к которым я конечно пришла не сразу, но теперь работаю именно ими и в нашем случае это вполне себя оправдывает.

1. Последовательность и спокойствие.

Это то, что имеет отношение вовсе не к ребенку, а именно ко мне. Я достаточно быстро пришла к тому, что если я не буду спокойна и собранна (хотя бы внешне), то это очень сильно отражается на обоих моих малышах, особенно на проблемном старшем. Поэтому с тех пор как я перестала себе позволять свои собственные истерики, исключила даже повышение голоса - дело хорошо сдвинулось с мертвой точки.

Конечно вы можете меня спросить, как же я гасила бурю негативных эмоций? А они ох какие были, швыряло меня от отчаяния к гневу порой как корабль в бурю. Я нашла для себя способ, который может показаться странным. Недалеко от того места, где мы тогда жили, был большой парк, в котором вечером гуляли редкие собачники, а по той дорожке, по которой я возвращалась вечером с работы практически никого никогда не было. Я научилась откладывать свои кипящие эмоции в дальний уголок сознания. Представляла себе огромный сейф, куда запихиваю весь негатив и запираю на надежный замок. И по пути с работы или на работу я позволяла себе открыть этот сейф. Ну, что вам сказать... Я могла вцепится в дерево и выть, могла приземлиться на лавочку и просто рыдать прерываясь истеричными всхлипами и хохотом, но в том или ином виде негативные эмоции выходили из сейфа и растворялись в природе.

Думаю не один собачник был испуган дикими звуками, но по счастью накто не застал меня на "месте преступления", а со временем в моем эмоциональном сейфе оставалось совсем мало того, что необходимо было выкинуть и дело часто ограничивалось тихими всхлипываниями на лавочке.

Еще важнейший момент - последовательность действий. Очень часто хотелось дать и себе и детям возможность отдохнуть, не выполнить все намеченные за день дела, просто плюнуть хоть ненадолго на дисциплину и расслабиться. Этого делать нельзя. Когда определены какие-то необходимые шаги они должны быть выполнены. Я сейчас не про то, что нужно навалить гору обязанностей и заставлять детей и себя тащить непосильны груз. Наоборот, обучение должно идти в комфортном для ребенка темпе. Но уж если этот темп найден, но нужно придерживаться его, иначе - неизбежен откат. Так, устав от постоянной дисциплины (а именно самодисциплина здесь играет ключевую роль, так как детям в возрасте 4-5 да и больше лет гораздо интереснее играть, чем выполнять задания), у меня часто бывали соблазны что-то из вечерних занятий временно убрать. например, не читать сегодня книжку на ночь или самой убрать посуду со стола, потому что так будет быстрее, а эту свою обязанность дети выполнят в другой раз. Но такая слабина в собственной дисциплине очень отражается на обучаемости и поэтому нужен в первую очередь жесткий контроль себя, и только это способно развить дисциплину у детей. Ну, по крайней мере, в моем случае.

2. Дрессура

Это слово помню очень меня покоробило, когда я читала литературу касаемую АВА-терапии. Но по сути своей это так и есть. Каждое действие в случае с ребенком, искаженно воспринимающим реальность, должно быть четко расписано. У меня вся квартира была в рисунках - умывание: течет вода из крана - щетка под водой - зубная паста на щетке - щетка чистит зубы - стакан для полоскания и так далее. Каждое действие проговаривалось многократно во всех мелочах, прорисовывалось на плакатах и карточках.

Помню как я упустила важную деталь - не нарисовала, что необходимо при одевании взять шорты. И мой семилетка, который вполне и много раз уже одевался самостоятельно, и сам ходил на занятия к дефектологу, так и ушел из дома в футболке и трусах, когда я была на работе. Он прекрасно знал, как одеваться, но на рисунке не было шортиков, и его странно настроенный мозг решил, что они не нужны.

Такая дрессура со временем заменяется большей свободой, и давно уже я не рисую плакаты и карточки, но до сих пор до мелочей проговариваю с ним все его действия - открыл дверь, закрыл, запер на замок, положил ключ в кармашек рюкзака и т.д.

При этом в магазине, например, он у меня пользуется полной свободой и волен сделать любую покупку в пределах оговоренной суммы.

3. Поощрения и наказания.

Система эта должна быть обязательна, и она должна менять свои внешние атрибуты, сохраняя суть.

В качестве поощрения у меня вступали самые разные вещи - нарисованные жетоны, самодельные банкноты, система занесения в книжечку плюсиков и минусов и т.д.

Суть - за каждое действие выдается жетон или ставится плюсик. Например в самом начале поощрение давалось за всего-то пятиминутное (по песочным часам) спокойное выполнение заданий за столом. Это - огромное достижение для ребенка с двигательной расторможенностью, а наглядное подтверждение - песок в часах - очень хорошо работало в случае моего старшего для удержания его внимания. Со временем у меня скопилась небольшая коллекция разноцветных песочных часов разного времени от минуты до 15 минут и это очень помогало.

За нарушения жетоны или плюсики или иные способы поощрения снимаются. В выходной подсчитывается результат и следует приз - например разрешение следующую неделю играть столько минут каждый день на компьютере, сколько скопилось этих плюсиков или жетонов.

Такая система очень успешно работала с обоими моими сыновьями.

Надеюсь что кому-то поможет мой опыт, а может быть будет просто интересно почитать про мои ухищрения. Но сегодня я рассказала только о навыках обучения. Гораздо более сложным и мучительным путем идет путь социализации, но об этом, пожалуй, в другой раз.

Спасибо, дорогие читатели, и до свидания!