Найти тему
Марина Ярдаева

Достоевскому вот тоже дома не сиделось

Конечно, хочу в Европу. А как же? Всегда хотела. Но, когда можно было, и было относительно доступно, все откладывала - свое сначала посмотреть, узнать надо, а эти старые камни потом, позже. А сейчас, конечно, и мечтать смешно и глупо. Ну, давайте, пишите про преклонение перед Западом, про предательство непременно, про то как автор низко мыслит и узко летает. Вот только Достоевского, что ли, вспомните, сколько раз он по Европе путешествовал, сколько лет он в ней в общей сложности прожил. По золотому кольцу он так не колесил чего-то. Да и по Сибири его путешествие было весьма специфическим. Все что-то тянуло его на Запад.

Да, Федор Михайлович ездил по Европе и ругался. И бюргер немецкий ему не тот, и Женева ему уныла, и Лондон страшен, а все же едет и едет классик в Старый Свет - в одном только "кислом" Берлине остновливался восемь раз. И ведь язык не повернется сказать, что зря он таких кругов давал - ведь заметки об этих путешествиях читать одно удовольствие. Путешествие - это вообще такая вещь, отправляешься в путь, и словно новая книга открывается. Такое же наслаждение, как и чтение.

Вот в детстве у меня, например, были только книги. И мечты о странствиях. Вдохновлённые теми же книгами. Воображение - это, конечно, прекрасно, но ведь представлению хочется и во что-нибудь воплотиться. Как иначе? Помимо книг были и устные рассказы. Рассказы с картинками. Родители при позднем Союзе успели поездить: Центральная Россия, Прибалтика, Средняя Азия. Кучка чёрно-белых фото. Карточки были стандартными - у памятников, групповые. Но и они воспринимались как чудо. Бухара, 1979. Таллин, 1976. Эти названия хотелось повторять про себя, катая буквы во рту как конфету, так, чтобы почувствовать - что? вкус? запах? А уж истории - и того фантастичнее. О, что это были за рассказы. Не о достопримечательностях, конечно, нет. О людях и чувствах, о времени.

Я росла а девяностые. В те годы моя семья поехать не могла уже не то что в Таллин, в Екатеринбург! Вылазка в ближайший Кунгур считалась событием. В деревню первый раз со мной поехали, когда мне было шесть. О, целое приключение! Настоящий поход!

Я знала, когда вырасту, обязательно буду путешествовать. Непременно. Училась в университете - съездила в гости ко всем иногородним однокурсникам. Первая серьезная работа, и кто первый во все командировки? Все равно куда. Москва - прекрасно. И Очер - великолепно! Екатеринбург - конечно. Но и в Гремячинск без раздумий. Переехала в Питер, сразу стала обследовать пространство вокруг. Новгородчина, Псковщина, Карелия. С палатками, на электричках, по хостелам. Выборг и Новгород раз в году - это уже традиция. Потом Центральная Россия, Поволжье, Сибирь. Наконец, Кавказ.

И в Европу хочу. В особенности на юг Европы. На Средиземноморье и Адриатику. Да что там, и в суровую Скандинавию. Везде. Может, и с тем чтобы поругаться, покривиться, поморщиться. На бюргеров, хипстеров, на нынешние унылые порядки. А где-то удивиться. А с кем-то весело поболтать. И чтобы подышать историей искусством, временем. Чтоб до изнеможения ходить по музеям Ватикана, бродить до обмороков по закоулкам Афин. И нынешнее, простое, незатейливое постичь - с супермаркетами, метро, улицей.

Мечты, мечты... Знакомый вернулся на днях из Чехии. Собирался продавать там недвижимость. Но побыл пару месяцев и скорректировал планы. Решил продавать только квартиру, а дачу в Брно подумал придержать. Если, что, говорит, приезжайте, есть, где остановиться. Через Сербию, говорит, можно добраться. Ага, писала я уже, сколько нынче перелет до Белграда. Спасибо, отвечаю знакомому, но, видимо, в следующей жизни.

Да, видно, в следующей жизни. Такие вот низкие мысли, такой вот узкий полет. А, пойду, что ли, перечитаю "Зимние заметки о летних впечатлениях". ФедорМихалыча, да.