Мне тоже она понравилась. И Ханна Главари, и «Веселая вдова» — легкий, красочный и прекрасно поставленный спектакль. А сейчас — признание: это третья оперетта в моей жизни.
Потеря буквы К
…Порой на школьные каникулы мама отправляла меня к своей однокашнице по университету. Я называла ее тетя Нина.
Однажды после долгой прогулки по эрмитажным залам мы подошли к билетной кассе, что стояла тогда на выходе из музея. Тетя Нина решила сводить меня на балет: она знала, что я с пяти лет, с легкой руки мамы, знала всех звезд Кировского (сейчас Мариинского) театра. Мне хотелось увидеть что-то новое. Выбрали «Баядерку» Минкуса.
В назначенный день мы минут за 20 приехали в театр. Но нас не пустили! Оказалось, у нас билеты на… «Баядеру»! Оперетту Имре Кальмана.
Расстроенные, мы отправились в центр, на Итальянскую (в те годы — улицу Ракова), в Театр музыкальной комедии. Путь от Театральной площади до Итальянской неблизкий. Пока мы туда добрались, подходило к концу первое отделение оперетты. Нас отправили на последние ряды балкона. И хоть в антракте мы заняли свои места в партере, но что там происходило на сцене, хоть убейте, не помню. Меня раздражали опереточные голоса, неестественный смех. А танцы! Слушайте, это же издевательство над богиней Терпсихорой. И даже музыка Имре Кальмана не спасла положения. Первая увиденная оперетта мне напрочь не понравилась!
Вторую я увидела на московской сцене — лет 30 спустя. Попала в театр случайно: знакомые отдали билеты. Места были в ложе — сиди да наслаждайся. Но мне опять не понравилось. Ну не мое это, решила я. И даже название оперетты не запомнила.
А «Веселая вдова» меня покорила. Может, благодаря трем итальянцам — Джорджо, Доменико и Филиппо? Но прежде нужно рассказать о Франце — Франце Легаре.
«Это раньше я была надоедливой вдовой, а теперь весела!»
Начнем с того, что в 1905 году в венском театре Ан дер Вин музыку поручили написать Рихарду Хойбергеру. Он сочинил лишь один акт. Сроки горели (хотя слово «дедлайн» венцы тогда еще не знали), и на помощь вызвали Легара. Ему вручили либретто. На одну ночь. Но как писать, если у будущей оперетты даже нет названия?!
А вот теперь то, что я так люблю: словесная игра.
В венском театре были льготы для вдов чиновников. И однажды в присутствии Франца директор проворчал: «До чего же надоедливы эти вдовы!» А Легар тут же воскликнул: «У вас они надоедливые, а у меня будет веселая!» (По-немецки lästig — надоедливый, а lustig — веселый.)
Впервые эту оперетту петербуржцы увидели в 1906 году. Нынешняя постановка — седьмая за 90 лет существования Театра музкомедии.
Любовь к трем итальянцам
Нет, ну а что? Если я начала культурную программу 2023 года с оперы и выставки «Любовь к трем апельсинам», самое время признаться в любви к творчеству трех талантливых мужчин родом из Италии.
1. Режиссер-постановщик и хореограф Джорджо Мадиа. Он был классическим танцовщиком в балетной труппе театра «Ла Скала» и сотрудничал с Морисом Бежаром. А для балетоманов это многое говорит. Джорджо танцевал с Рудольфом Нуреевым дуэт в прощальном турне легендарного танцовщика.
«Основные черты художественного стиля Джорджо Мадиа — музыкальность, утонченность, юмор и интуитивное чувство — нашли отображение и в его работе как режиссера-постановщика спектаклей в жанрах оперы, оперетты и музыкальной комедии».
2. Сценограф Доменико Франки. В 1991 году окончил Академию изящных искусств Брера в Милане по специальности «Сценический и костюмный дизайн». Он работает над дизайном декораций для самых важных драматических и оперных театров мира.
3. Ассистент сценографа (костюмы) Филиппо Гужиа. Получил разностороннее образование. Изучал балет, музыку, актерское мастерство и пение, а также архитектуру и современную литературу. И вдруг в 1996 году Филиппо открывает свое театральное ателье. А сейчас он работает и как театральный мастер по изготовлению костюмов, и как ассистент по костюмам с художниками в оперных, балетных и комедийных постановках.
Да, это была, как раньше говорили, услада для глаз. В оперетте дамы меняли платья… ну почти как перчатки. Фраки сидели на мужчинах как влитые. А обувь! А украшения! А шляпки! Боже!
Во втором акте все герои вышли в «национальных» костюмах. Действие происходит, конечно, в Париже, но в посольстве мифической республики Понтевердо. Синий с золотом — прекрасное сочетание!
…Многие зрительницы в антракте стеснялись взглянуть на себя в зеркала, коих в особняке Лазарева, где находится Театр музкомедии, множество. Обвислые, растянутые джинсы (благо, что не рваные) и непонятного цвета кофты… Редкие «жар-птицы» в платьях в пол порой чувствовали себя неловко. Но вы знаете, их спутники были одеты соответствующе. Если для вас визит в театр — праздник, то и ваш мужчина не наденет старый свитер в катышках. (Это был приступ ворчливости, scusi!)
Но что творилось в третьем акте! Такого вы не увидите ни в одном театре мира. А нам — показали! Мужчины готовы были вскочить с мест. И какой гул и крики раздавались в зале. Причина? Канкан!
Главный дирижер Театра музкомедии Андрей Алексеев рассказывает: «Одним из моментов творчества для всех дирижеров “Веселой вдовы” всегда была работа над канканом, потому что у Легара написан довольно скромный галоп в номере для гризеток <…> Джорджо Мадиа захотел создать большой развернутый концертный номер, чтобы балет смог показать свой потенциал. И вашему покорному слуге пришлось написать некое попурри на темы Легара из этой оперетты, чтобы номер состоялся».
Дирижер выражал надежду, что этот номер будет иметь успех у зрителя. Вы даже представить себе не можете, какой это был успех! Впервые у меня не хватает слов, чтобы это описать. Как говорится, это надо видеть!
Снимать на спектакле было запрещено. Я пыталась нарушить правило в начале второго акта, и ко мне тут же подбежала девушка. Пришлось подчиниться. Порой ей приходилось пробираться в середину ряда, чтобы остановить видеосъемку.
Но ведь не снял — значит, не был. Свободу видеоблогерам! Мы получили ее в финале спектакля. Кто-то отбил ладоши, аплодируя артистам, а кто-то снимал (каюсь, и я тоже).
Но вскоре и я включилась в общий ажиотаж. Мы бурно встречали красавицу Ханну Главари (Наталью Савченко) и влюбленного повесу графа Данило (Олега Коржа), барона Зета (н.а. РФ Валерия Матвеева) и его секретаря Негуша (з.а. Украины Олега Флеера).
Манана — любовь моя! (Я сегодня любвеобильна 😍)
Меня же покорила Прасковья в исполнении Мананы Гогитидзе. Какой артистизм! Какое обаяние! Недаром Манана стала лауреатом премии «Золотая маска» (дважды).
Советы раздавать — дело неблагодарное. И все же хочу посоветовать девушкам, радеющим о стройности своей фигуры и считающим, что успех в жизни зависит лишь от объема талии и веса: придите на оперетту «Веселая вдова». И посмотрите, как двигается по сцене, как живет на ней Манана. Низкий голос. Та самая «корпулентная» фигура. Но каждое ее слово вызывало неудержимый смех в зале. Каждая фраза запоминалась. Мы все в нее влюбились.
А что она творила во втором акте!
Он начинается с длинной и проникновенной арии Ханны Главари. Все герои сидят вокруг и внимательно слушают. Муж Прасковьи ни секунды не оставляет ее в покое: то прижмет, то поцелует. И вдруг актриса теряет длинную сережку. Она пытается вернуть ее на место. А потом просто опускает ее в необъятное декольте!
Не знаю, кому больше аплодировали после окончании арии «веселой вдовы» — ее исполнительнице Наталье Савченко или Прасковье-Манане, быстро решившей свою проблему. (Или, может, только я так внимательно наблюдала за этой актрисой? 🤨)
А сцена ее объяснения в любви с графом Данило?! Браво, браво, браво, Прасковья!
Завершая свой рассказ (он вновь получился длинным, уж не обессудьте), вынуждена признать неизбежное: я полюбила оперетту. Видимо, нужна была третья попытка.
А так как Театр музкомедии расположен на моей любимой Итальянской улице, пожалуй, схожу туда еще раз. Может, и весь репертуар пересмотрю.
Ах, да, кстати: а как вы относитесь к оперетте? Есть ли у вас любимая? Вы поклонники Кальмана или Легара?
P. S. Может, кого-то интересует «цена вопроса»? (Рассказывая о премьере оперы «Травиата» в Петербургском мюзик-холле, я об этом упомянула.)
Я сидела в партере, на четвертом ряду, место у прохода. Билет покупала на сайте театра. Место выбрала на схеме. Цена билета — 2700 руб. Стоимость программки (я всегда и везде ее покупаю) — 150 руб. Ах, да! Угощение в буфете (чай и пирожное) — 300 руб.
Засим прощаюсь. А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.
#оперетта #веселаявдова #третьяпопытка #театрмузкомедии #итальянскаяулица #севернаявенеция