Фильм Марлена Хуциева «Послесловие» вышел на экраны в 1983 году. Это загадочное кино. О нём можно написать книгу.
В «Послесловии» нет дыхания политики. Умер Брежнев, у власти Андропов. Вроде бы, должны наступить какие-то перемены, пусть малозаметные. Но их нет. Жизнь всё так же колышется, словно занавеска балконной двери на ветру. До перестройки Михаила Горбачёва вечность. Нельзя почувствовать её приближение.
Но так рассуждать было бы неправильно. И, между прочим, очень в духе последующей эпохи, когда политические бури захватили людей, опростили их и, в некотором смысле, привели к тому трагическому положению, в котором страна наша находится после 24 февраля.
Потому что высушено было в людях стремление к человечности, желание понять внутренний мир людей. Сначала политика, затем деньги разрушили эту вселенную.
«Послесловие» сегодня, в 2023 году, словно водоворотом, затягивает, погружает в мир человечности. Делает это мягко, но властно.
Марлен Хуциев – один из символов «оттепели» («Мне двадцать лет») и постепенного её исчезновения («Июльский дождь»). Как изменился этот советский мир в начале 80-х?
Это во многом неправильный вопрос. Потому что мы переносимся в воспоминаниях одного из героев в далекие двадцатые – середину двадцатых, когда ушла уже Гражданская война, но не пришёл еще культ вождя (Мариэтта Чудакова заметила однажды, что она, ребёнком почувствовала его в 1929 году, когда отмечалось 50-летие Сталина).
Простой сюжет и два актёра в интерьерах любимой Москвы и московской квартиры. Тесть (в исполнении Ростислава Плятта), пожилой человек 75 лет, по профессии врач, интеллигент, знающий несколько языков, приезжает с юга к жене и зятю (его играет Андрей Мягков). Дочь уехала с делегацией в Среднюю Азию. Тесть проводит несколько дней со своим зятем.
На герое Плятта лежит еще отблеск далёких дореволюционных времён. Он человек другого времени. Воспоминания о молодости в Москве, войне, разговоры.
Два мира – мир пожилого человека, разнообразный, объёмный, полный красок, звуков, жизни, способный радоваться первой весенней грозе. И мир человека нового – умного, способного, умеющего чувствовать. Но это какой-то, не хочется говорить «плоский», но всё же куда менее богатый мир. Актёрская работа Андрея Мягкова превосходна. О Ростиславе Плятте говорить подобное излишне.
Пожилой врач уезжает, не дождавшись дочери. «Надо ехать». Почему? Он оставляет в душе своего зятя потрясение. Собственно, послесловие – это и есть рассказ об этой встрече. Вернётся ли герой Плятта в Москву? Наверное, нет. Хуциев замечательно показывает его прощальный взгляд с трапа самолёта.
Но этот визит изменил героя Андрея Мягкова. Он выходит на балкон, когда слышит звуки грозы, представляет своего тестя, протянувшего руки под падающий дождь (это замечательно снято), и зритель понимает, что герою Плятта удалось передать следующему поколению часть своего внутреннего мира, связь со своим временем.
В омуте расчеловечивания, в который бросил нашу страну великий геополитик, и его соучастники, имеет смысл ухватиться, словно за спасающую руку, за рассказ о войне из «Послесловия». Сравните с тем, что льётся сегодня с экрана.
Таким людям, как Дмитрий Медведев с его «дымящимися развалинами» и Дмитрий Киселёв с «радиоактивным пеплом» не мешало бы послушать рассуждения о ядерной войне.
«Послесловие» - прекрасный фильм. Посмотрите, если не видели. Пересмотрите, если когда-то смотрели. Это один из тех фильмов, который в эпоху навязываемого властями расчеловечивания доказывает – в нашей культуре есть ценности, образы, звуки, краски, перед которыми нынешний мир зла лишь тлен. Или наваждение, которое обязательно исчезнет.