Мы продолжаем разбирать грамматические ошибки, которые нужно уметь определять в задании 8. И вот очередь дошла до нарушений видо-временной соотнесённости глагольных форм. Звучит как-то сложно и непонятно? На самом деле, не так все и страшно. Убедимся в этом?
Что нужно помнить?
Чтобы уверенно находить подобного рода ошибки, стоит помнить одну грамматическую "истину":
В рамках одного предложения все глаголы должны быть одного вида и одного времени.
Если в предложении одно сказуемое - это глагол совершенного вида в прошедшем времени, то и другие сказуемые должны быть такими же.
✅ Я собрал для тебя букет цветов и купил красивую открытку к празднику✅
Я (что сделал?) СОБРАЛ и КУПИЛ. Глаголы одинаковы по своим характеристикам.
Как узнать вид глагола?
Глаголы в русском языке встречаются двух видов: совершенного вида и несовершенного вида. Как узнать, что за глагол мне встретился? Все просто. Здесь вопрос - всему голова.
Я помню тебя.
Я (что делаю?) помню (глагол несовершенного вида).
В вопросе не появится приставка С!
Я выиграла эту гонку.
Я (что сделала?) выиграла (глагол совершенного вида).
В вопросе появится эта строптивая С!
Про время глагола
Действие в нашем любимом русском языке может происходить в трёх временах. Важно помнить, что одно предложение позволяет властвовать в своих границах только одному времени.
Я (что сделала?) УПАЛА на сцене, потому что мои ноги (что сделали?) ЗАПУТАЛИСЬ в кулисах.
Оба глагола находятся в форме прошедшего времени. Я рассказала о ситуации, которая уже случилась (мне было лет 7).
Я (что делаю?) ИДУ по бульвару и (что делаю?) РАССМАТРИВАЮ прохожих.
Здесь я обозначаю действие, которое происходит сейчас, в настоящем времени.
Я (что сделаю?) обязательно ПОЕДУ в Махачкалу и (что сделаю?) ПОЗНАКОМЛЮСЬ с местной культурой.
Я рассказала о своих планах, о том, что произойдет когда-нибудь, в будущем.
Все внимание глаголам
🤓Чтобы в задании 8 выследить нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм, нужно все свое внимание обратить на глаголы-сказуемые🤓
Для этого достаточно найти в предложении грамматическую основу и сравнить характеристики глаголов.
😀Если глаголы одинаковы, ошибки нет. Не наш случай, продолжаем усердные поиски.
😊Если же встречается вариант, где глаголы почему-то употреблены в разном времени или имеют разный вид, можно себя похвалить: ответ найден, вот она ошибка!
✅ Я сажусь к маме на колени и прошу почитать мне сказку✅
Я (что делаю?) сажусь - настоящее время, несовершенный вид.
Я (что делаю?) прошу - настоящее время, несовершенный вид.
Здесь все хорошо. Никаких разночтений в параметрах.
❌ Я сажусь к маме на колени и просила почитать мне сказку❌
Я (что делаю?) сажусь - несовершенный вид, настоящее время.
Я (что делала? просила - несовершенный вид, пришедшее время.
У сказуемых время разное. А так нельзя. Это и есть грамматическая ошибка.
А теперь ЕГЭ
Обратите внимание на предложение 8. Именно в него пробралась ошибка, которую мы сегодня разобрали.
❌ Снег шел не переставая и неожиданно заканчивается❌
Смотрим на сказуемые во все глаза.
Снег (что делал?) ШЁЛ - несовершенный вид, прошедшее время.
Снег (что делает?) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - несовершенный вид, настоящее время.
Попались глаголы! Время-то разное. А так не должно быть в нормальном предложении.
✅ Снег шел не переставая и неожиданно заканчивался✅
Снег (что делал?) шёл и заканчивался. Оба "брата" в прошедшем времени.
✅ Снег идёт не переставая и неожиданно заканчивается✅
Снег (что делает?) идёт и заканчивается. Оба "хулигана" в настоящем времени.
📌 Ещё раз: в идеальном с точки зрения грамматики предложении сказуемые должны быть одинаковы: одного вида, одного времени. Если же при сличении характеристик обнаружатся отличия, это ошибка📌
🤓 Подобного рода ошибки касаются простых предложений, осложнённых однородными сказуемыми🤓
Спасибо, что прочитали статью до конца! Жду вас на своем канале!