Найти тему
Русский - это просто!

ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Глагол в предложении: вид и время

Оглавление
Мы продолжаем разбирать грамматические ошибки, которые нужно уметь определять в задании 8. И вот очередь дошла до нарушений видо-временной соотнесённости глагольных форм. Звучит как-то сложно и непонятно? На самом деле, не так все и страшно. Убедимся в этом?
Фото автора.
Фото автора.

Что нужно помнить?

Чтобы уверенно находить подобного рода ошибки, стоит помнить одну грамматическую "истину":

В рамках одного предложения все глаголы должны быть одного вида и одного времени.

Если в предложении одно сказуемое - это глагол совершенного вида в прошедшем времени, то и другие сказуемые должны быть такими же.

✅ Я собрал для тебя букет цветов и купил красивую открытку к празднику✅

Я (что сделал?) СОБРАЛ и КУПИЛ. Глаголы одинаковы по своим характеристикам.

Как узнать вид глагола?

Глаголы в русском языке встречаются двух видов: совершенного вида и несовершенного вида. Как узнать, что за глагол мне встретился? Все просто. Здесь вопрос - всему голова.

Я помню тебя.

Я (что делаю?) помню (глагол несовершенного вида).

В вопросе не появится приставка С!

Я выиграла эту гонку.

Я (что сделала?) выиграла (глагол совершенного вида).

В вопросе появится эта строптивая С!

Про время глагола

Действие в нашем любимом русском языке может происходить в трёх временах. Важно помнить, что одно предложение позволяет властвовать в своих границах только одному времени.

Я (что сделала?) УПАЛА на сцене, потому что мои ноги (что сделали?) ЗАПУТАЛИСЬ в кулисах.

Оба глагола находятся в форме прошедшего времени. Я рассказала о ситуации, которая уже случилась (мне было лет 7).

Я (что делаю?) ИДУ по бульвару и (что делаю?) РАССМАТРИВАЮ прохожих.

Здесь я обозначаю действие, которое происходит сейчас, в настоящем времени.

Я (что сделаю?) обязательно ПОЕДУ в Махачкалу и (что сделаю?) ПОЗНАКОМЛЮСЬ с местной культурой.

Я рассказала о своих планах, о том, что произойдет когда-нибудь, в будущем.

Все внимание глаголам

🤓Чтобы в задании 8 выследить нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм, нужно все свое внимание обратить на глаголы-сказуемые🤓

Для этого достаточно найти в предложении грамматическую основу и сравнить характеристики глаголов.

😀Если глаголы одинаковы, ошибки нет. Не наш случай, продолжаем усердные поиски.

😊Если же встречается вариант, где глаголы почему-то употреблены в разном времени или имеют разный вид, можно себя похвалить: ответ найден, вот она ошибка!

✅ Я сажусь к маме на колени и прошу почитать мне сказку✅

Я (что делаю?) сажусь - настоящее время, несовершенный вид.
Я (что делаю?) прошу - настоящее время, несовершенный вид.

Здесь все хорошо. Никаких разночтений в параметрах.

❌ Я сажусь к маме на колени и просила почитать мне сказку❌

Я (что делаю?) сажусь - несовершенный вид, настоящее время.
Я (что делала? просила - несовершенный вид, пришедшее время.

У сказуемых время разное. А так нельзя. Это и есть грамматическая ошибка.

А теперь ЕГЭ

Фото автора.
Фото автора.

Обратите внимание на предложение 8. Именно в него пробралась ошибка, которую мы сегодня разобрали.

❌ Снег шел не переставая и неожиданно заканчивается

Смотрим на сказуемые во все глаза.
Снег (что делал?) ШЁЛ - несовершенный вид, прошедшее время.
Снег (что делает?) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - несовершенный вид, настоящее время.

Попались глаголы! Время-то разное. А так не должно быть в нормальном предложении.

✅ Снег шел не переставая и неожиданно заканчивался

Снег (что делал?) шёл и заканчивался. Оба "брата" в прошедшем времени.

✅ Снег идёт не переставая и неожиданно заканчивается

Снег (что делает?) идёт и заканчивается. Оба "хулигана" в настоящем времени.

📌 Ещё раз: в идеальном с точки зрения грамматики предложении сказуемые должны быть одинаковы: одного вида, одного времени. Если же при сличении характеристик обнаружатся отличия, это ошибка📌

🤓 Подобного рода ошибки касаются простых предложений, осложнённых однородными сказуемыми🤓

Спасибо, что прочитали статью до конца! Жду вас на своем канале!