В марте истекает срок действия зерновой сделки, заключенной между Россией, Украиной, Турцией и ООН ради предотвращения риска глобального продовольственного кризиса. Звучит красиво и многообещающе, правда?
По договору, на Черном море создавался безопасный коридор для вывоза зерна с Украины и одновременно снимались санкционные запреты на экспорт российского продовольствия и удобрений.
Запад отстаивал зерновую сделку очень активно, рассказывая что большая часть зерна пойдет в голодающие африканские страны. На самом деле лишь малейшая часть пошла в беднейшие государства мира, основная часть была отправлена европейскому скоту на корм. И это был единственный выполненный пункт сделки. Вторая часть так и осталась только на бумаге.
Даже российские удобрения в европейских портах, которые наша страна безвозмездно передала бедным странам, так и остались заблокированными. Только одна маленькая партия была отправлена в государство Малави, и пока еще не дошла до получателя.
Дата окончания сделки совсем близко, и представители западных стран и ООН пытаются добиться ее продления.
«Добиться любой ценой» - вот так заявили в ООН.
А вот у российских властей больше нет желания поддерживать ничего не приносящую сделку. В начале марта российский МИД прямо обвинил западные страны в саботаже второй части сделки.
«Прогресс в реализации Меморандума Россия — ООН по нормализации нашего сельхозэкспорта стремится к нулю», — оценили результаты сделки в МИДе.
Российские власти одним из условий для продления сделки называют подключение к международной системе платежей SWIFT Россельхозбанка. Вторым требованием России стало возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса, отключенного украинской стороной.
Киев тоже захотел выдвинул требование — включения в сделку порта Николаева.
Не исключено что сделку продлят. Но есть вопрос — каковы шансы что на этот раз все эти пункты соглашения будут выполнятся? России никто не пошел на встречу, наши удобрения и зерно так и не экспортируются по этой сделке, красивые слова о спасении голодающих жителей третьих стран тоже оказались ложью.
Уже утверждено строительство терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани. Ожидается что он начнет работу к началу 2024 года. Лучше поздно чем никогда, как говорится.