Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2023 года. Детализация данных не улучшилась, сюрпризы продолжаются: в январском отчете содержалась информация только о внутреннем НДС, теперь приводится суммарная цифра по внутреннему и внешнему налогу. Ситуация вносит путаницу: к сложности с оценкой динамики импорта добавилась проблема анализа внутреннего спроса.
В отстающих оказался ГИС "Электронный бюджет": на момент публикации информации Минфином портал показывает неактуальные цифры. Традиционный комментарий Минфина в отчете:
доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 марта 2023 года
ЕНП стал большой кубышкой, которая объединяет разнообразные платежи. Может возникнуть соблазн распределять поступления удобным для отчетности образом, что усложнит полноценный анализ картины.
ГИС "Электронный бюджет" показывает рост планового дефицита с первоначальных 2,9 трлн руб. до 3,5 трлн руб.: плановые доходы по году ожидаются на уровне 26,1 трлн руб. при расходах 29,6 трлн руб. Дальнейший рост плановых расходов будет угрожать сбалансированности бюджета и требовать новых мер для покрытия дефицита.
Доходы с начала года достигли 3,2 трлн руб. Ежемесячные поступления выросли с 1,4 трлн руб. в январе до 1,8 трлн руб. в феврале. Для выполнения годового плана по доходам 26,1 трлн руб. бюджет должен получать 2,3 трлн руб./месяц в оставшемся периоде, если учитывать накопленное отставание. Это грубая оценка, которая задает ориентир: поступления могут меняться в широких пределах.
Нефтегазовые доходы выросли с 426 млрд руб. в январе до 521 млрд руб. в феврале. Начал поступать в бюджет дополнительный НДПИ Газпрома: 50 млрд руб./месяц. Февральская цифра составила бы 471 млрд руб. без этих перечислений. Новая бюджетная формула для нефтегазовых налогов заработает с апреля, поэтому первые результаты появятся в мае. Оценка показывает, что при цене Brent 85 долл. США/баррель и среднем курсе 75 руб./долл. США недовыполнение годового плана по нефтегазовым доходам составит 1,1 трлн руб.
Минфин поменял логику: вместо отдельной публикации данных по внутреннему и внешнему НДС в 2022 году и информации только по внутреннему НДС в январе 2023, представлен сводный показатель "НДС (производство и импорт)". Пропала возможность отдельно анализировать поведение внутреннего спроса и импорта. Пришлось объединить январь и февраль для репрезентативности данных: указывается значение из февральского отчета, которое накоплено с начала года. Остается надеяться на изменение ситуации: главное, чтобы Минфин не перехитрил сам себя.
Бюджет получил 1,6 трлн руб. НДС за два месяца, что сопоставимо с январем-февралем 2022 года – 1,5 трлн руб., но меньше значения за ноябрь-декабрь 2022 года – 1,9 трлн руб. Какая часть из собранных средств в 2023 году связана с импортом, а какая с внутренним спросом – загадка. Бюджет должен получать 0,9 трлн руб./месяц для достижения цели 10,4 трлн руб. годового плана по внутреннему и внешнему НДС. Январь-февраль в среднем принесли 0,8 трлн руб./месяц: не идет речи о перевыполнении плана. Поступления волатильны, поэтому ситуация может измениться.
Налог на прибыль вернулся к положительным значениям: +22 млрд руб. с начала года и +94 млрд руб. за февраль. Без роста поступлений придется забыть о годовом плане 1,6 трлн руб. В прошлом году часть налога на прибыль обеспечили высокие доходы сырьевых компаний, но повторение ситуации неочевидно. Возрастает риск новых налоговых инициатив со стороны правительства.
Дефицит бюджета с начала года достиг 2,6 трлн руб., что составляет 88% от первоначального плана 2,9 трлн руб. или 74% от планового дефицита 3,5 трлн руб. по данным ГИС "Электронный бюджет". Потребуется сократить темпы бюджетных трат, чтобы соблюдался баланс между доходами и расходами, а Минфину придется ускоряться с размещениями ОФЗ.
Нетто-выручка от размещений ОФЗ в январе-феврале 2023 года оценивается в 0,3 трлн руб., еще 1,6 трлн руб. составили декабрьские средства ФНБ. Оставшиеся 0,7 трлн руб. мог обеспечить ФНБ. Основные налоговые платежи проводились в конце месяца: 28 февраля. ГИС "Электронный бюджет" показывал, что расходы осуществлялись до этой даты, поэтому размер изъятий из ФНБ мог оказаться на уровне 2-2,4 трлн руб.
Начало года – сложный период для долгосрочных оценок и прогнозов, но еще и Минфин напускает туману: сокращается и упрощается информация по бюджету. Не заблудиться бы в трех соснах.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.
#экономика #финансы #бюджет #дефицит #инвестиции #минфин #нефть #налоги