Найти в Дзене
ELECTROвеник

История компании KORG

Занимательна и интересна история зарождения и развития успешных компаний. Порой там сокрыты удивительные события и потрясающие личности. Такой личностью является Цутому Като. О Като можно с уверенностью сказать одно – он скрытен, жизнь научила. Молодость парень встретил на войне, да ни где-нибудь в окопе с винтовкой, а в подводной лодке. После окончания войны Цутому Като перебрался в столицу, в Токио, и устроился на работу в железнодорожную компанию Odakyu. Очевидно, работал он очень усердно и успешно, потому что в 1960 году Като стал владельцем ночного клуба и магазина музыкальных инструментов. Страсть к музыке у Като имелась. Он приглашал выступать в своем клубе самых знаменитых в Токио музыкантов. Бывал у него на сцене и Тадаши Осанай, аккордеонист. Тадаши играл на аккордеоне под звуки электронной ритм-машины американского производства Wurlitzer Sideman. И никак не нравилась это ритм-машина мистеру Тадаши: и звук не тот, и управление скудное. А Тадаши Осанай был не просто музыканто

Занимательна и интересна история зарождения и развития успешных компаний. Порой там сокрыты удивительные события и потрясающие личности.

Такой личностью является Цутому Като. О Като можно с уверенностью сказать одно – он скрытен, жизнь научила. Молодость парень встретил на войне, да ни где-нибудь в окопе с винтовкой, а в подводной лодке. После окончания войны Цутому Като перебрался в столицу, в Токио, и устроился на работу в железнодорожную компанию Odakyu.

Руки, умеющие зарабатывать
Руки, умеющие зарабатывать

Очевидно, работал он очень усердно и успешно, потому что в 1960 году Като стал владельцем ночного клуба и магазина музыкальных инструментов. Страсть к музыке у Като имелась. Он приглашал выступать в своем клубе самых знаменитых в Токио музыкантов. Бывал у него на сцене и Тадаши Осанай, аккордеонист. Тадаши играл на аккордеоне под звуки электронной ритм-машины американского производства Wurlitzer Sideman. И никак не нравилась это ритм-машина мистеру Тадаши: и звук не тот, и управление скудное. А Тадаши Осанай был не просто музыкантом-аккордеонистом, он был квалифицированный инженер. Да ещё и в свободное от аккордеона время занимался всякими электронно-музыкальными разработками. Вот он и обратился к хозяину клуба, мистеру Цутомо Като с просьбой поддержать его стремление в конструировании нормальной драмм-машины.

Цутому Като идею оценил, и под это дело арендовал цех в центральном районе Токио. А Осанай нашел подельников. И стали они мастерить и собирать драммашины. Случайно ли, но арендованный цех располагался ряядом с железнодорожной линией со странным японским названием Keio. Вот Цутомо Като и назвал свое предприятие «Keio Electronic Laboratories». Шел 1962 год. А в 1963 предприятие Като презентовало свой первый продукт - Donca matic DA-20 (ее официальное название – Keio Gijyutu Kenkyujo DA20 DoncaMatic Disk Rotary Electric Auto Rhythm Machine). По какой-то глупой легенде, название произошло от того, как на слух японца звучат ударные звуки: “Дон-ка, дон-ка”.

Японское чудо роднило с американским собратом Wurlitzer Sideman электромеханическое сердце – вращающийся диск. И это была первая японская ритм-машина. Так что успех ей был обеспечен. Тадаши Осанай не мешкая приступили к усовершенствованию своего детища – встраивали усилитель и динамик, сделали металлический корпус и минимизировали размер. В 1966 году «Keio Electronic Laboratories» выпустит драм-машины DoncaMatics DE20, а ещё MP5 и MP7, легендарные «Mini Pops». Возможно, это самые надежные драм-машины своего времени.

Эпоха второй половины 1960х в музыкальном мире характерна огромным интересом к электронным музыкальным инструментам и к синтезу звука вообще. В 1967 году на мистера Като вышел никому неизвестный инженер Фумио Миеда. Он просил поддержки (разумеется, финансовой и производственной) для своего детища – электронного органа. Орган представлялся таким образом, чтобы использовать его смогли максимально широкий круг пользователей. Миеда удалось убедить мистера Като скорее своим энтузиазмом. И вот спустя 18 месяцев Миеда представил свой первый образец электрооргана. Образец оказался весьма необычным. Он обладал возможностями программирования звука (звуковых осцилляторов). Инструменту присвоили имя – «Прототип 1», и «положили на полку», драм-машины продавались вполне успешно.

Один из прототипов электроорганов
Один из прототипов электроорганов

А тут необходимо было наладить выпуск сомнительного прототипа. В 1970, через три года после знакомства, Миеда представил новую свою разработку, теперь уже двухмануальный электроорган, с рядом новых идей по синтезу звука и своим уникальным звучанием. Теперь Като уже заинтересовался. Здесь становится заметно, что Цутому Като обращал свое внимание на уникальные решения, которые ещё не были широко распространены на рынке. Он пригласил нескольких известных клавишников протестировать новый электроорган. На основе отзывов этих музыкантов были внесены изменения в элементы управления электроорганом. Поскольку все приглашенные музыканты были именно органистами (сложно было в 1970 году в Японии найти синтезаторщика), управление инструментом получило ряд любопытных наименований: «singing level», «percussion». Этот инструмент получил название KORGUE (такой акроним от «Keio» и «Organ») и даже было продано порядка 50 экземпляров.

-6

Здесь очень важный момент. Особенно для тех, кто подумывает заниматься подобным производством оборудования. Цутому Като признавался, что на протяжении первых 10 лет его компания не приносила прибыль, и существовала за счёт его денежных вливаний и упорству.

Мы должны учитывать особенности небольшого рынка послевоенной Японии. Като понимал, что его маленькая производственная лаборатория должна быть самодостаточной и покорять новые вершины, иными словами – развиваться. Нужно было занять некую нишу, найти свой уникальный путь. Помог случай. Однажды некий выпускник музыкального училища сообщил Като, что между его электроорганами и синтезатором Moog на самом деле много общего. Эта информация послужила своего рода триггером. Дело в том, что конкурировать с крупными производителями электроорганов электролаборатория Keio не могла, а вот синтезаторы в Японии тогда еще никто не производил. Так рынок и окружающая действительность буквально вынудила выпустить на свет свой первый монофонический синтезатор Korg700 (или MiniKorg). С этого момента и родилась синтезаторная легенда KORG.

Разве это не совершенство?
Разве это не совершенство?

Но, спросите вы, когда же электрическая лаборатория Keio стала Korg? История так же не носит никакого романтического следа. В 1960х годах фирма ACA (the Amplifer Corporation of America), производитель, собственно усилителей, была куплена фирмой Unicord. Так появилась серия ламповых усилителей Univox. В 1967 году произошло слияние Unicord и Merson, производителя гитар. А потом это дело приобрел нефтяной концерн Gulf&Western. Так родилась “Merson Musical Products, A Division of Unicord Incorporated, A Gulf & Western Systems Company“. Вот именно они в начале 1970х и начали сотрудничать с Kieo Electronic, импортируя её ритм-машины и первые синтезаторы на американский рынок, и продвигать их там под маркой Univox.

Univox=Korg
Univox=Korg

В 1975 Unicord отделилась от концерна Gulf&Western, вернув себе самостоятельность. Тогда же и решили, что название Korg более перспективно, чем Univox. И Unicord перестала переименовывать инструменты Kieo Electronic, став из официальным дистрибьютером в США. Тогда же и мистер Цутому Като увидел, что его компанию знают прежде всего как Korg и Keio Electronic Laboratories получила свое официальное название «Korg Inc».

-9