Найти тему
Культура Урала

Уральский хор. Рассказываем о тех, кто стоял у истоков коллектива

1943  год – особенный в культуре Урала. Образована Свердловская киностудия, открывается музыкальная школа-десятилетка, создан Уральский хор. Точнее, подписан документ о его создании и назначен художественный руководитель – молодой фольклорист Лев Христиансен. Выпускник Московской консерватории, он приехал в Свердловск, чтобы собрать профессиональный песенно-танцевальный коллектив. Причем с абсолютного нуля: не было ни исполнителей, ни аутентичного репертуара.

Первый директор хора А.М. Левина, Л.Л. Христиансен, Н.А. Мальгинова с первыми участниками хора
Первый директор хора А.М. Левина, Л.Л. Христиансен, Н.А. Мальгинова с первыми участниками хора

В первые фольклорные экспедиции Христиансен отправился по среднеуральским деревням, искренне полагая, что подлинным носителем народного творчества является крестьянство. И был отчасти прав. В первый состав хора вошли жители Измоденово, Покровского, Катарача – самых певучих сел Свердловской области, непохожих в своих распевах друг на друга, богатых природными голосами и говорами.

Вместе с Христиансеном по области ездила и первый хормейстер Уральского хора Неонилла Мальгинова. Недавняя выпускница Свердловской консерватории, она прислушивалась к песенным самородкам, училась сочинению подголосков, украшению и развитию народной мело­дии. Солистка оперного театра, исполнительница характерных танцев Ольга Князева, ставшая первым балетмейстером коллектива, на сельских праздниках «снимала» рисунки традиционных кадрильных  плясок, особенности постановки  рук и ног, повороты головы в хороводах.

-3

12 ноября 1944 года на сцене Свердловской филармонии хор впервые появился на публике. Мужчины стояли в атласных рубахах ниже до колена с плотными гарусными кушаками. Певицы – в нарядных сарафанах, ярких передниках и расписных платках, повязанных по-уральски. Владимир Людмилин, главный художник оперного театра (автор первых сценических костюмов хора), сохранил особенности уральского кроя, местные орнаменты, головные уборы и обувь, характерные для горнозаводского края. В этих нарядах они и стали известны миру.

Лев Христиансен, Ольга Князева и Неонилла Мальгинова не просто собирали народные песни и танцы, а почувствовали их особенности и бережно перенесли на сцену, не меняя коренным образом, а лишь придавая сценическую форму. Бывшие слесари и конюхи, трактористы и доярки пели открытым звуком, как это издавна принято на Урале, не прибегая к приемам искусственной вокализации.

Лев Христиансен, первый художественный руководитель Уральского народного хора
Лев Христиансен, первый художественный руководитель Уральского народного хора

Каким он был, Лев Христиансен? Сегодня остались единицы из тех, кто видел его, общался, кто попал под обаяние этого человека. Очень интеллигентный, деликатный, строгий, но с юмором Христиансен никогда не кричал, никого не выделял, интересные голоса берег, помогал им. От первых певцов требовал, скорее – просил, чтобы пели легко и непринужденно. Радовался, когда песня получалась искренняя, без налета академизма, намека на эстрадность.

Ученый-фольклорист, привыкший к другому звучанию, он уловил запевы старинных проголосных песен, исполнявшиеся своеобразным говорком и приобретавшие ритмическую узорчатость, распевы-украшения, особенности придыхания. Собранные во время войны крестьянские песни составили уникальный сборник. В 1951 году в Верх­ней Туре Христиансен записал рабочие народные песни. Большинство из них вошли в репертуар и навсегда остались в Золотом фонде хора.

Ольга Князева, первый балетмейстер Уральского народного хора
Ольга Князева, первый балетмейстер Уральского народного хора

Закоренелая горожанка Ольга Князева сидела на всех смотрах сельской художественной самодеятельности, ездила по деревенским праздникам, свадьбам, вечеркам, где в 40–50-е годы еще пели и плясали в традициях предков, и мастерски обогащала фольклор законами сценического искусства. Первый балетмейстер старалась сохранить сюжетность танцев, стремилась к простоте и четкости рисунка, ценила естественность исполнения, отсутствие надуманного. Все первые концерты завершались ликующей пляской с виртуозной техникой. Хореографическая правильность в номере – обязательное условие. Но не это было главным для Ольги Князевой. Важнее – чувства, настроения, создание образа.

-6

Князева была достаточно известна в Советском Союзе. Ее часто приглашали на мастер-классы в хореографические училища, на постановки к Игорю Моисееву, в ансамбли народного танца народов СССР, в Ансамбль Балтийского флота и Уральского военного округа. Она была консультантом на постановке балета Сергея Прокофьева «Сказ о Каменном цветке» в Большом театре. Ольга Князева заложила сценическую основу уральской разновидности русского танца, в которой переплелись и соединились хореографические культуры татар и башкир, русских и вогулов, горнозаводской фольклор и нравы старообрядцев. Теоретический итог ее работы – книга «Танцы Урала», изданная в 1962 году.

Неонилла Мальгинова, первый хормейстер Уральского народного хор
Неонилла Мальгинова, первый хормейстер Уральского народного хор

Более четверти века проработала Неонилла Мальгинова главным хормейстером. Благодаря ее мастерству звучание хора отличалось слаженностью и интонационной чистотой, точностью нюанси­ровки. До середины 70-х невысокая статная женщина в строгом костюме каждое утро выходила в полукружье хоровой группы на репетицию. Разучивая хоровые партии, сольные запевы, подголоски, главный хормейстер выполняла всю «черновую» работу. Первые два десятилетия – исключительно на слух, потом появились исполнители, владевшие нотной грамотой. Жесткая, крепкая, очень цельная, она требовала и добивалась идеального звучания. Репетировала, не считаясь со временем, учила музыкальной грамоте, умению держаться на сцене. До последнего ездила на гастроли.

Текст: Наталья Подкорытова для Культуры Урала. Фото: Уральский центр народного искусства им. Е.П. Родыгина

Читайте полный текст статьи на Культура-Урала.РФ