По случаю Международного женского дня - 8 марта – мы решили рассказать о непростых буднях сотрудниц «невидимого фронта», ежеминутно спасающих жизней людей, попавших в беду.
Диспетчер службы оперативного реагирования Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве Ирина Шатская рассказала, как женщины справляются со сложной задачей - спасение людей.
- Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Родилась в Сергиевом Посаде, где и сейчас живёт моя семья. После школы окончила техникум. Обстоятельства сложились так, что, когда у меня уже был ребёнок, искала работу.
Папа любил читать издание «Петровка, 38». Там я и увидела объявление о приеме на работу диспетчеров в ЦУКС Главного управления МЧС России по городу Москве.
Пройдя собеседование, мне предложили остаться на пробные сутки. И когда я пришла в зал Центра, сразу поняла - это моё!
- А что именно привело к пониманию – вот это именно то, чем вы хотите заниматься?
- Когда девочки разрешили принять заявки. Темп, быстрота принимаемых решений, многозадачность, оперативная работа. Это всё про меня. Прошла медкомиссию, документы приняли, и я стала работать.
- Существуют параметры отбора при приеме на работу?
- Да, обязательное тестирование у психолога, других специалистов. Кандидат на должность должен быть здоровым, психологически уравновешенным и стрессоустойчивым.
- Как прошла первая смена?
- На первых порах новичков не пускают самостоятельно принимать решения, всегда рядом наставник. Только что пришедшим дают в помощь старших диспетчеров – их называют «мамами». Со мной тоже много занимались, многому научили.
- Кто была вашей «мамой»-наставницей?
- Она уже не работает, ушла на пенсию – это Елена Николаевна Беспалова. На тот момент она была старшим диспетчером и меня всему научила, я ей очень благодарна. Моим обучением также занимался начальник смены.
Поскольку я из Подмосковья, Москву хорошо не знала– названия улиц, административные округа. А для того чтобы здесь работать, город надо знать досконально. Было очень интересно, настолько захватывающе, что я бежала на работу.
- Сколько вы уже здесь работаете?
- В марте этого года исполнится 20 лет. Отмечу, что на протяжении всего времени мы продолжаем учиться.
- То есть у вас постоянно проходят курсы повышения квалификации?
- Да, каждые три года. Руководство посылает на курсы повышения квалификации, по окончании которых проходят экзамены.
– Сложно было приспособиться к специфике?
- Все диспетчеры, принимая заявку – просьбу о помощи, всегда сопереживают. До последней минуты наблюдаем за развитием пожара и ликвидацией, контролируем процесс. Каждый сложный пожар, безусловно, пропускаем через себя. Вот поэтому здесь должны работать стрессоустойчивые люди.
- Можете рассказать о первой серьезной заявке?
- Это было загорание квартиры. К сожалению, там было двое погибших. Тогда я очень сильно переживала.
- Диспетчеры экстренных служб подвержены риску получить посттравматическое стрессовое расстройство как никто другой. Как вы справляетесь с этим?
- Со временем начинаешь понимать, что необходимо себя уметь эмоционально сберегать. Это как у врачей – ты сопереживаешь, но стараешься не все пропускать через себя. Но это невозможно, особенно когда ситуации на пожарах связаны с детьми.
- Что вспоминаете?
- Из последнего – это случай, где не было пострадавших. Однако номер пожара был самый повышенный - №5, там были заблокированы люди на этажах. И наши диспетчера постоянно были на связи с заявителями, успокаивая и разъясняя, как правильно себя вести, пока не подоспели звенья пожарных к ним на помощь.
- Каков алгоритм ваших действий при поступлении заявки?
- Главная задача оператора – максимально быстро выяснить адрес, суть и детали происшествия, при необходимости успокоить звонящего и, оперативно заполнив карточку происшествия, передать информацию экстренным городским службам.
Если заявитель находится в горящей квартире, мы даем рекомендации, как себя вести в такой ситуации.
По прибытии первого подразделения на место пожара, соответственно, при поступлении информации уже идет и добор техники, и рапорт руководящему составу, который, в свою очередь, принимает дальнейшие решения.
Я навсегда запомнила слова начальника дежурной части – Валентины Бронеславовны Бондаренко. Она их сказала, когда я только пришла в пожарную охрану: «Театр начинается с вешалки, а пожарная охрана - с диспетчеров «01». Вот с этими словами иду по жизни уже 20 лет.
«Может наша работа и не видна, кому-то покажется, что мы только отвечаем на звонки. Но на самом деле все начинается с нас», - говорила Валентина Бронеславовна.
Я также говорю своим диспетчерам в смене: чем оперативнее мы выполним свою работу, тем быстрее ликвидируют пожар.
- Теперь вы являетесь наставником для молодых диспетчеров?
- Воспитываем, - улыбаясь, отвечает Ирина, - всей сменой воспитываем.
- Какие чувства посещают, когда вы видите работу пожарных на месте ЧС?
- Мы всегда переживаем не только за людей, находящихся на пожаре, но и за наших мальчишек-пожарных.
Мы тесно общаемся с пожарными. И неважно, что мы не находимся на пожаре, мы не подвергаемся опасности, но мы за всех переживаем. У нас много диспетчеров, создавших пожарные семьи.
- О пожарных семьях. Расскажите, как вы встретили свою половину?
- Мы женаты 10 лет, можно сказать, у нас еще молодая семья.
Муж работает в Штабе города (СПТ) старшим пожарным инструктором. Они выезжают на крупные и серьезные пожары. Сыну 8 лет. С раннего возраста сынишка гордился своим отцом, говоря: «Мой папа – пожарный, герой и фонарь». Мы не знаем до сих пор, почему «фонарь».
- И как работается вместе? Переживаете за него?
- Мы работаем в одной смене. Учитывая, что мы все стрессоустойчивые, то переносим нормально. Но, конечно, переживаю. Повторюсь, мы все за всех переживаем, это же наши мальчишки.
- А как отдыхает семья спасателей от работы?
- Как все, стараемся не говорить о работе дома, но не всегда получается, - улыбается Ирина. – Стараемся отвлечься на семейные дела и бытовые проблемы.
- Какой график у вас?
- Работаем сутки через трое. В смену выходит около 20 человек. При необходимости штат усиливается, а когда происходят серьезные ЧС, на базе центра собирается экстренный штаб.
- Как обрабатываются вызовы?
- Диспетчер отвечает за долю секунды. А чтобы принять входящий вызов, собрать и обработать информацию о пожаре, принять по ситуации решение, требуется всего 60 секунд. Дальше в ближайшую от очага возгорания часть поступит сигнал о высылке техники.
У нас есть еще такие диспетчера, которые называются «вятки». Они занимаются сбором информации с пожаров, ее дублируют, передают, все записывается и фиксируется. Для этого требуется очень хорошая память.
- Хулиганские выходки или ложные звонки до сих пор поступают?
- Бывает, что дети балуются. Но мы в любом случае должны реагировать. Оператор не имеет права давать оценку, он обязан принять вызов. И звонит ли это ребенок (и ты понимаешь, что он балуется) или взрослый, заявляя о пожаре, мы в любом случае должны оперативно отправить звено для проверки на месте и только по ее итогам сделать вывод. Один раз у нас был случай, когда позвонил ребенок со словами – «у меня горит квартира». И действительно, когда приехала команда, там был пожар, и они спасли этого ребенка.
- Какие у вас отношения внутри коллектива?
- Наша смена напоминает улей, а мы пчелки. И, конечно, коллектив дружный, у нас большая взаимовыручка. Не только на смене, помимо работы мы тоже встречаемся, семьями дружим, приезжаем друг к другу в гости.
- Расскажите, каким образом отвлекаетесь от работы: хобби, может, любите на даче покопаться?
- Нет, дачи нет, а огород на окне есть. Это отвлекает от работы. А так всего понемножку – и вяжу, и шью. Большое внимание уделяю ребенку.
Мне нравится заниматься сыном. А так, я обычный человек, как все.
- С вами работают психологи? Ваша деятельность подразумевает перегорание.
- Конечно, с нами часто работает психолог МЧС. У нас даже есть комната разгрузки.
- А позитив в службе есть?
- Позитив — это когда все живы и пожар удалось потушить.
- Как мужчины поздравляют с 8 марта?
- Они всегда поздравляют, и не только на словах. Нас 20 человек, а их четверо (из Службы пожаротушения), каждому уделяют внимание и дарят подарок. Каждый раз придумывают что-то. Очень приятно. В свою очередь мы поздравляем их с 23 февраля.
Также нас поздравляют и мужчины, заступающие с нами на смену – старший оперативный дежурный, помощники, аналитики, техническая смена. Дежурные по округам, смежные службы – все молодцы. Мы вниманием не обделены.
- Что пожелаете женщинам в этот праздник?
- Дорогие девчонки, поздравляю всех с наступающим женским праздником – 8 марта! В первую очередь пожелаю огромного счастья, поменьше работы. Всех-всех благ!