Невозможно жить в окружении озер и рек и не заниматься при этом ловом рыбы. Для большинства крестьян раньше рыба была вторым основным продуктом после хлеба. В Карелии ее ловили круглый год, поэтому стоит сказать несколько слов о мужественных людях, готовых днями пропадать на льду озер и морей.
В наше время, наверное, и не встретить настоящую сеть или невод – все больше китайское сетное полотно используется рыбаками, дешево и сердито. А захоти кто-нибудь смастерить невод по примеру деда, не выйдет: конопля нынче вне закона. Раньше для сетей использовали крепкие конопляные нити домашнего производства, знать не зная о возможном вреде этого растения.
Вязали сети сами, с конца октября: с Егория Зимнего по середину декабря, до Николы Зимнего. Сетевязы должны были строго соблюдать правила: не шуметь, не разговаривать громко и тем более не ругаться. Считалось, что весь этот шум потом услышит водяной, когда сеть окажется в воде. Остатки ниток, стружки, щепки сметали в красный угол, чтобы рыба шла так же «кучно». Когда сети заканчивали вязать, то инструменты (деревянную иглу клещицу, мерку для ячеи поличку и рыбацкое веретено) вешали в красный угол, совершенно язычески принося «жертву» для обеспечения удачи на рыбалке.
Заядлые рыбаки — как известно, народ суеверный. Так повелось с давних пор. Они, например, не любят, чтобы по дороге к берегу встречный пожелал хорошего клева, остерегаются давать в чужие руки свое снаряжение, воздерживаются от подсчета улова до окончания рыбалки. С другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного занятия, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сняв с крючка, а затем отпускают обратно «за папой — за мамой — за дедом — за бабкой». Многие поверья сохранились с незапамятных времен. Так, в моей родной Карелии перед началом рыбной ловли наливают на донышко стакана немного горячительного напитка, а затем выплескивают его в воду. Нехитрый обряд называется «налить Деду», то есть задобрить духа воды, чтобы добиться его благосклонности.
Рыбалка Расположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. По поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками. Кстати, помню из детства, как отец с приятелями именно голыми руками добывали с мелководья налимов. Вот только про крапиву ничего сказать не могу. Следующим шагом было угощение водяного кусочком имеющейся при себе пищи и небольшим количеством питья. Угощение сопровождалось словами: «Дедушка Водяной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». А в некоторых местах бросали в воду лапоть с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу». У старообрядцев вообще было принято кидать табак с бранными словами. Наживляя крючок, нужно было приговаривать: «Рыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну потяни». Заветных слов на удачу в ловле рыбы было много. Одни — покороче: «Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка, проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так!» Другие — подлиннее: «Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне, рабу Божьему (имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне, рабу Божьему (имя), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь». Забрасывая сеть, призывали: «Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню». Закидывая удочку, велели: «Иди в воду, червячок, приманивай собой большую рыбу на крючок». Первую рыбку, как и сегодня, отправляли обратно в водоем, приговаривая: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядьку. Пошли старших своих». Все заветные слова, разумеется, произносились шепотом, разговаривать во время рыбной ловли категорически запрещалось.