Найти в Дзене
Алексей Царевский

Алексей Царевский: «Твиттер-общение приветствуется, но отслеживается »

текст_Елена Новгородова, фото_Виктор Боровков Священника, который в блоге высказывает свое мнение о происходящем, чуть ли не от церкви отлучают. Как ваше начальство относится к вашей твиттер-активности? Я зарегистрировался в Твиттере, потому что мне стала интересна эта форма общения. И первым, кто мне написал сообщение о том, что необходимо соблюдать какие-то рамки, был советник Генерального прокурора России Руслан Гурьев (он посоветовал быть сдержанным в отношении публикуемой информации и выражений). Собственно обмен новостями посредством Твиттера, в том числе между сотрудниками прокуратуры, не то что не запрещается – напротив, приветствуется (хотя, я уверен, отслеживается). В своих сообщениях я стараюсь избегать политизированности, поднимать только вопросы соблюдения законности, работы прокуратуры района, разъяснять требования законодательства. Иногда возникают активные обсуждения вопросов соблюдения закона. Интернет-общение помогает вашей профессиональной деятельности? Я веду свой б
Персона октябрьского номера – «твиттер-прокурор» Алексей Царевский. В Ивановской области это, наверное, единственный работник прокуратуры, высказывающий в Сети свое мнение, которое часто становится поводом для обсуждения интернет-сообществом и цитирования СМИ. Кроме того, прокуратура Ленинского района г. Иваново осуществляет прокурорский надзор за городской администрацией и Ивановской городской думой. В общем, тем для общения немало.
Персона октябрьского номера – «твиттер-прокурор» Алексей Царевский. В Ивановской области это, наверное, единственный работник прокуратуры, высказывающий в Сети свое мнение, которое часто становится поводом для обсуждения интернет-сообществом и цитирования СМИ. Кроме того, прокуратура Ленинского района г. Иваново осуществляет прокурорский надзор за городской администрацией и Ивановской городской думой. В общем, тем для общения немало.

текст_Елена Новгородова, фото_Виктор Боровков

Священника, который в блоге высказывает свое мнение о происходящем, чуть ли не от церкви отлучают. Как ваше начальство относится к вашей твиттер-активности?

Я зарегистрировался в Твиттере, потому что мне стала интересна эта форма общения. И первым, кто мне написал сообщение о том, что необходимо соблюдать какие-то рамки, был советник Генерального прокурора России Руслан Гурьев (он посоветовал быть сдержанным в отношении публикуемой информации и выражений). Собственно обмен новостями посредством Твиттера, в том числе между сотрудниками прокуратуры, не то что не запрещается – напротив, приветствуется (хотя, я уверен, отслеживается). В своих сообщениях я стараюсь избегать политизированности, поднимать только вопросы соблюдения законности, работы прокуратуры района, разъяснять требования законодательства. Иногда возникают активные обсуждения вопросов соблюдения закона.

Интернет-общение помогает вашей профессиональной деятельности?

Я веду свой блог около года. Благодаря ему у меня появился дополнительный источник информации о разнообразных нарушениях. Мне писали о поборах в школах, о деятельности игровых заведений - и мы проводили проверки по этим фактам в рамках своих полномочий, в большинстве результативные с применением мер прокурорского реагирования. Да и мнение горожан о происходящих в городе событиях полезно знать.

То есть твиттер-сообщения «к делу пришьешь»?

Безусловно - при подтверждении сообщения, при наличии достаточных оснований, с соблюдением всех требований закона мы вправе провести проверку. Основанием для проверки служит сообщение (письменное или электронное).

То есть, если что – писать вам в Твиттер?

Такая возможность есть, пользуйтесь.

Еще лет 10 назад сообщение в СМИ было поводом для проведения прокурорской проверки. К журналистам приходили сотрудники прокуратуры, спрашивали, откуда у них информация, проверяли ее. Такое ощущение, что сейчас прокуратура вообще не реагирует даже на самые вопиющие факты, озвучиваемые в публикациях. Почему?

Я бы так не сказал. В частности, мы реагируем на сообщения, в том числе размещенные на вашем сайте 1000inf.ru. У нас ведется отдельный учет проверок, которые идут по сообщениям СМИ. В областной прокуратуре есть сотрудник – старший помощник прокурора области, который взаимодействует со средствами массовой информации. Ведомственные приказы также ориентируют нас на это, ведется мониторинг публикаций. То, как освещается наша работа, также отслеживается.

В Уголовно-процессуальном кодексе имеется статья, которая регулирует проверки, вызванные сообщениями о преступлениях. Согласно этой статье, публикация в СМИ не служит прямым основанием для проведения проверки, она проводится органами дознания по поручению прокурора. А вот если СМИ направляет официальный запрос, проверка проводится в любом случае. Так что, если вы хотите, чтобы прокуратура наверняка обратила внимание на тот или иной факт – озвучивайте его в запросе, ведь кроме всего прочего прокуроры просто не в состоянии отследить всю информацию, которая публикуется в СМИ.

Тогда конкретный вопрос про нарушение, о котором Алексей Машкевич пишет практически в каждом своем материале (а сотрудники прокуратуры получают и читают наш журнал). Партия «Единая Россия» любит проводить партийные мероприятия в рабочее время, хотя по закону чиновники не вправе участвовать в работе общественных объединений вместо выполнения своих профессиональных обязанностей. Особо масштабные мероприятия собирают всю чиновничью верхушку региона и областного центра, буквально парализуя работу всей законодательной и исполнительной власти.

Я не имею сведений о том, что партийные мероприятия проводятся в рабочее время… Прокуратура Ленинского района осуществляет надзор за деятельностью администрации г. Иваново и Ивановской городской думы. Если будет конкретное обращение, касающееся сотрудников мэрии или депутатов, мы проверим данное сообщение. А ваши сообщения об этом - слишком краткие, без перечня конкретных лиц, в них недостаточно информации, не указаны конкретные нарушения закона. Обращайтесь в письменном виде – проверим соблюдение федерального законодательства «О муниципальной службе».

Конкретно об администрации города Иваново. Говорят, недавно глава администрации Александр Кузьмичев на совещании заявил, что все члены администрации обязаны вступить в правящую партию. Насколько это правомерно?

Я не могу дать этому факту правовую оценку, так как опять же располагаю недостаточным объемом информации. В какое время это случилось? На каком именно мероприятии? В какой форме прозвучало? Насколько достоверна эта информация? Важен каждый нюанс, каждое обстоятельство имеет значение, иначе в своих оценках я буду необъективен.

Хорошо, конкретные вопросы вы не любите. А как вы вообще относитесь к тому, что у власти есть партия власти? Не как прокурор, а как человек и гражданин.

Нормально. Политические системы, в которых страной управляет партия, победившая на выборах, довольно распространены.

Но у нас-то все наоборот: власть сначала создала партию, которая победила на выборах. Вы лично какой политической силе симпатизируете?

Я не могу говорить с вами об этом в рамках интервью. По закону «О прокуратуре» я не имею права принимать участие в деятельности политических организаций и объединений, которые преследуют политические цели.

Да, вы не имеете права публично демонстрировать свои симпатии. Но ваша работа связана с властью, вы не можете оставаться в стороне, более того, получается, что вы так или иначе работаете на партию власти. К вам какие-то требования предъявляются?

Нет. Вот во времена СССР и КПСС – предъявлялись. Я знаю об этом не понаслышке: мой отец тоже был работником прокуратуры. Мои политические убеждения и то, какая партия сейчас находится у власти, абсолютно не влияют на результаты проверок, которые проводятся прокуратурой Ленинского района. Я руководствуюсь строго буквой закона.

Несмотря на это, создается навязчивое впечатление, что «Единой России» реально созданы какие-то особые условия. Чаще всего правоохранительные органы просто закрывают глаза на нарушения законодательства, которые она допускает. Это случайность, закономерность, или мое утверждение не соответствует действительности?

Вы опять имеете в виду некие конкретные факты, которыми я не располагаю. Мы выполняем свою работу безо всяких снисхождений. Для сотрудника прокуратуры не должно иметь значения, каких политических убеждений придерживается заявитель, подавший жалобу. Обращаемся в суд, вносим представления, протесты, оспаривая некоторые решения администрации города. Демократическое общество у нас, возможно, сформировано еще не в полной мере, но тем не менее факты, о которых вы говорите, всплывают, мы можем свободно их обсуждать, проводить проверки.

К примеру, в начале 2011 года мы провели проверку по сообщению с вашего сайта о том, что администрации города Иванова запретила ивановской организации КПРФ митинговать против роста цен на продукты у Центрального рынка. Прокуратура района согласилась с наличием нарушений указанных в обращении поступившим от представителя коммунистов, признав незаконными действия мэрии. Внесено представление.

Также прокуратура Ленинского района опротестовала в суде решение о назначении наказания Виталию Аверину, который был задержан за участие в серии одиночных пикетов. «За неповиновение законным требованиям сотрудника правоохранительных органов» ему грозило 5 суток административного ареста. Мы не оспаривали факт правонарушения, совершенного Авериным, просто посчитали наказание чрезмерным, однако после этого протеста представители одного из правоохранительных органов заинтересовались, не «сочувствующий» ли я. Пришлось объяснять.....

В то же время были случаи, когда члены «Единой России», работающие в органах госвласти, напротив, реагировали абсолютно адекватно, помогали объективно разобраться в нарушениях, выявленных прокуратурой района. Например, по сообщениям того же Аверина и по результатам проверки, организованной лично мной, мы пошли на беспрецедентный шаг и подали иск к ГУВД и УВД области по обеспечению питанием задержанных за совершение административных правонарушений (милиция не хотела обеспечивать задержанным надлежащие условия содержания). В итоге УМВД России по г. Иванову включило в бюджетную смету расходы на питание и заключило договор с соответствующей организацией.

Когда вы принимаете участие в выборах, то голосуете не как прокурор, а как гражданин Российской Федерации. Как вы относитесь к тому, что вас лишили возможности выбирать губернатора, руководителей областного центра и других муниципальных образований?

Я вижу во всех системах как плюсы, так и минусы, поэтому не могу определиться, какая из них лучше.

Тогда профессиональный вопрос. При какой системе вы фиксируете больше нарушений закона – когда выбирали мэра г. Иваново или когда назначают сити-менеджера?

Продолжительность моей работы в должности прокурора Ленинского района г. Иваново не позволяет мне делать подобных выводов. Я стал прокурором в 2008 году, застав Александра Германовича Фомина, как говорится, «на излете». Я могу оценить не эффективность той или иной системы, а отношение к представлениям, которые вносит прокуратура. Глава администрации г. Иваново Александр Кузьмичев относится к ним внимательно, старается оперативно устранить выявленные нарушения. Бывает иногда правда, что с чем-то и не соглашается…

Многих волнует следующая проблема: точечная застройка планомерно лишает Иваново зеленых насаждений. Что по этому поводу может сказать прокуратура?

Меня как ивановца тоже устроило бы обилие зелени, причем не только в центре города. Мы проводили проверки по скверам около ресторана «Атлант» и на улице Лежневская (у ТРЦ «Тополь»), по строительству АЗС на Рабочем поселке - и неизменно упирались в то, что власти принимают решения без учета мнения жителей. Да, проводятся общественные слушания, но учитывать или не учитывать их результаты, согласно нормам Градостроительного кодекса, решают чиновники. А насколько адекватно воспринимают органы местного самоуправления мнение жителей, насколько к нему прислушиваются - вопрос уже не нашей компетенции.

Как прокурор я не порадую вас ничем: единственное решение, вынесенное в пользу жителей, касалось строительства автомойки около ТРЦ «РИО», и только потому, что участок хотели застроить, когда срок разрешения на её строительство практически истек...

Чтобы мнение жителей проживающих рядом с такими стройками учитывалось местной администрацией более весомо, необходимо внести изменения в действующие законодательные акты.

Существует мнение, что коррупция – залог стабильности общества. Ваше мнение по этому поводу.

Такую точку зрения не то что не поддерживаю – я придерживаюсь прямо противоположного мнения. Думаю, сейчас мы еще переживаем переходный период, когда вместо прежней, советской системы власти выстраивается новая, российская. Коррупционные проявления при этом, видимо, неизбежны, поскольку система несовершенна. Примеры мы видим в СМИ, когда вскрываются те или иные факты нарушений при проведении торгов, государственных закупок, нецелевом использовании бюджетных средств. Одна из причин - несовершенство законодательной базы, и коррупционеры это используют.

Но со временем законодательство совершенствуется, лазейки - ликвидируются. И здесь нельзя переоценить возможность проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых законопроектов и документов, не так давно предоставленную прокуратуре. Данному направлению в органах прокуратуры уделяется очень большое внимание.

Можно ли оценить эффективность антикоррупционной экспертизы?

Я могу оценивать только свою работу. Прокуратура Ленинского района анализирует документы, которые разрабатываются и принимаются администрацией г. Иваново и Ивановской городской думой. В 2010-2011 годах мы выявляли потенциально коррупционные муниципальные акты, в которых содержались коррупционные факторы.

Такое впечатление, что главные коррупционеры современного российского общества – это врачи и учителя: почему-то, в основном, только их ловят за руку и дают серьезные сроки. А задержали с поличным заместителя главы администрации Ивановского района Николая Глазкова – так сразу оказалось, что он вовсе не коррупционер, а просто мошенник, потому что, занимая должность зама по экономике, оказывается, не мог повлиять на решение земельного вопроса…

Я разделяю ваше возмущение. Подобные факты я озвучиваю на каждом Координационном совещании правоохранительных органов Ленинского района, когда обсуждается вопрос о состоянии работы в органах внутренних дел по выявлению преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Странно, но факт: в прокуратуру Ленинского района уже давно не поступало коррупционных дел с обвинительным заключением, связанных с деятельностью городской администрации, отдельных чиновников.

Их в принципе нет (потому что все честные) или просто «крокодил не ловится»?

Их нет отнюдь не потому что все хорошо. Эту проблему мы ставим перед органами полиции: выявлять факты взяточничества и вымогательства должны они (в Следственном комитете нет оперативных служб, которые занимались бы выявлением, им занимается полиция, например, по городу Иваново - городское УВД). К сожалению, в результате реформирования в районных органах полиции г. Иваново не стало службы, которая занимается борьбой с экономическими преступлениями, борьбой с коррупционными преступлениями, причем это результат не последних реформ. Городской прокуратуры у нас тоже нет, поэтому районным прокурорам (и мне в том числе) приходится выполнять координирующую роль. Все, что мы можем – это обратиться в УВД г. Иваново, к сотрудникам БЭПа.

Несмотря на отсутствие громких коррупционных преступлений в моем районе, такого рода вопросы встают постоянно. Я далек от мысли, что в Ленинском районе, самом большом в городе, не совершается аналогичных и даже более тяжких коррупционных преступлений, чем те, которые у всех на слуху. Из раза в раз приходится констатировать и отражать в представлениях слабую работу по выявлению. Возможно, что-то изменится после реформирования органов полиции, проведенной аттестации сотрудников. Однако приходится отмечать, что не всегда замечания прокуратуры по работе отдельных сотрудников, отражаемые в представлениях, были учтены в ходе аттестации….

В свою очередь прокуратура района совместно со Следственным комитетом отмечает неэффективность работы в данном направлении…Знаю, что это мнение и других прокуроров района г. Иванова.

Вы упоминали о том, что мы переживаем переходный период от советского законодательства к российскому, постепенно устраняем пробелы и ликвидируем лазейки. У вас нет ощущения, что реформы силовых ведомств последних лет, направленные на разделение функций, ухудшают взаимодействие, позволяют разваливать и переквалифицировать дела, переводя стрелки друг на друга? К пуговицам вроде претензий нет, но концов не найдешь…

Такое было и при прежней системе. Я работал в милиции, был заместителем прокурора района и знаю все не понаслышке. Сейчас каждая служба определенным образом «тянет одеяло на себя», борется за свои показатели. Борьба с коррупцией идет по составам, которые связаны с врачами и преподавателями: это намного легче, чем провести оперативно-розыскную работу в отношении какого-нибудь крупного чиновника, которая требует совершенно другой компетенции сотрудников и современных технических средств. Иногда сотрудники БЭП нам прямо на совещаниях говорят: мы рады бы провести оперативно-розыскные мероприятия по прослушиванию телефонов, но в этом месяце уже исчерпали лимит…

Следственный комитет тоже рад бы принять к производству коррупционные составы, готовы их расследовать, но в этом году ничего «грандиозного» сотрудниками УВД выявлено не было…

То есть взаимодействие между силовиками оставляет желать лучшего?

Мы пытаемся наладить общее взаимодействие в рамках работы координационного совещания, рабочей группы, давая поручения различным службам (к примеру, БЭП – обратить внимание на выявление преступлений таких-то составов, Следственному комитету – на качество расследования и т.п.). Однако полномочий координационного совещания явно недостаточно, его решения и поручения носят обязательный характер, но не всегда исполняются надлежащим образом.

Может, вопрос упирается в коррупцию в самих правоохранительных органах?

Не могу этого исключить.

Что, на ваш взгляд, может если не победить, то хотя бы уменьшить коррупцию?

Думаю, надо работать над выявлением подобных преступлений. Пока чиновник будет уверен в своей безнаказанности, он будет совершать преступления, его не остановят ни большие сроки лишения свободы, ни размеры штрафов. С неотвратимостью наказания у нас пока большие проблемы…