Найти тему

Ханс Вредеман де Врис – теоретик искусства из XVI-го века

Ханс Вредеман де Врис, портрет
Ханс Вредеман де Врис, портрет

Х.Вредеман де Врис, Питер Кук ван Альст, Карл V, Рудольф II, - влиятельные личности в истории и истории искусства. Но знаем мы их меньше Ван Эйка, например, а о правителях окцидента не очень наслышаны в контексте истории искусств.

А ведь и наша история искусств продолжается вглубь веков именно к ним, как ни странно было бы говорить об этом в условиях нынешнего противостояния. Зато вполне не странно – в контексте празднования юбилея Петра Первого, перенесшего европейские традиции искусства на российское дворянство. Мы - наследники много чего, однако, и вполне достойно наследством распоряжаемся, сохраняя академическую школу.

Наша живопись – продолжение и этой истории, о которой сегодня я подобрала некоторый материал, чтобы увидеть как художники Нидерландов, Германии, то есть Северного Возрождения играли в пространство с помощью тех правил построения перспективы, которые были разработаны и проиллюстрированы, в частности Хансом ( Гансом) Вредеманом де Врисом. Его имя говорит о том, что он был из немецкой семьи, жившей в Нидерландах. Затем этот художник, график, архитектор, теоретик оказал большое влияние и на изобразительное искусство, и на развитие садового искусства в Голландии, Германии и Австрии в XVI – XVII веков. Он совершил большую работу – определил, классифицировал, и проиллюстрировал закономерности построения пространства как внешнего, архитектурного, садового, так и интерьера.

Конечно, мы сейчас, как и А. Бенуа сто лет назад, можем легко сказать, что он слишком сух и аналитичен, но есть его исследования, основанные на переработке и трудов Витрувия, и трудов теоретика архитектуры Себастьяно Серлио, и многолетней учебе и сотрудничестве с архитектором, скульптором, гравёром, писателем и издателем, Питером Куком ван Альстом, ставшим придворным художником у Карла V, и эти исследования установили некие правила игры. Увлеченной игры в пространство с помощью правил линейной перспективы, применения ордеров к архитектуре и садам.

Александр Бенуа в своем труде «История живописи всех времен и народов» характеризует картины Х. Вредемана де Вриса как «…написанные очень сухо и без настоящего чувства красочности. Восхитительную игру теней и света, которой мы так любуемся у Эйка или у Гэртгена (орфография автора цитаты,  Гертрен - принятое сейчас написание), заменили крайний схематизм и теоретическая расчетливость. Все сделано по правилам, но ничто не передает жизнь». Тем не менее, как искусствовед Бенуа пишет, что творчество Х. Вредемана де Вриса пользовалось популярностью у его современников и «определило на целые сто лет состояние «архитектурной живописи» в южных Нидерландах». Однако, судя по количеству использовавших его очень наглядные пособия, его вклад в науку о перспективе соизмерим с вкладом Леонардо или Дюрера. У каждого художника - свое пространство, но многие современники Ханса Вредемана де Вриса работали в его пространстве.

Музей истории искусств – Ханс Вредеман де Врис - Дворцовая архитектура с прогуливающимися .1596. 137х174.
Музей истории искусств – Ханс Вредеман де Врис - Дворцовая архитектура с прогуливающимися .1596. 137х174.

Ханс Вредеман де Врис, Palace Gardens with Poor Lazarus in the foreground,  ~1599 - Рейксмюсеум (SK-A-2390)
Ханс Вредеман де Врис, Palace Gardens with Poor Lazarus in the foreground, ~1599 - Рейксмюсеум (SK-A-2390)

Ханс Вредеман де Врис. Christ in the House of Martha and Mary, 1566 - Королевская коллекция (RCIN 405475)
Ханс Вредеман де Врис. Christ in the House of Martha and Mary, 1566 - Королевская коллекция (RCIN 405475)

Фрагментарно рассматривая наследие Х.Вредемана де Вриса, можно заметить, что перспектива на его схемах или гравюрах имеет просто сказочные искажения глубины пространства. Тени – вне его внимания, они схематичны. Но это математически правильное пространство. Бери – и расставляй внутри фигуры как на шахматной доске. И совершенно нет необходимости иметь дорогой фотоаппарат того времени - камеру обскуру для этих игр.

Ханс Вредеман де Врис. Перспектива.Построение перспективных координат
Ханс Вредеман де Врис. Перспектива.Построение перспективных координат
Ханс Вредеман де Врис. Перспектива. Построение перспективных координат, арки
Ханс Вредеман де Врис. Перспектива. Построение перспективных координат, арки
Ханс Вредеман де Врис. Перспектива. Построение перспективных координат, интерьер
Ханс Вредеман де Врис. Перспектива. Построение перспективных координат, интерьер

Особенно хорошо заметно искажение глубины на гравюре алхимической лаборатории, авторство которой приписывается ему.

Ханс Вредеман де Врис. Лаборатория алхимика.  Генрих Хунрат был выдающимся немецким врачом, философом-герметиком и алхимиком, который разработал христианизированную природную магию, стремясь найти секретную prima materia, которая приведет человека к вечной мудрости. Его самая известная работа по алхимии -  Amphitheatrum Sapientiae Aeternae  (Амфитеатр вечной мудрости), работа, посвященная мистическим аспектам этого искусства, впервые опубликованная в Гамбурге в 1595 году. Книга содержит гравюру под названием «Первая стадия великого дела», более известную как «Лаборатория алхимика».
Ханс Вредеман де Врис. Лаборатория алхимика. Генрих Хунрат был выдающимся немецким врачом, философом-герметиком и алхимиком, который разработал христианизированную природную магию, стремясь найти секретную prima materia, которая приведет человека к вечной мудрости. Его самая известная работа по алхимии - Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (Амфитеатр вечной мудрости), работа, посвященная мистическим аспектам этого искусства, впервые опубликованная в Гамбурге в 1595 году. Книга содержит гравюру под названием «Первая стадия великого дела», более известную как «Лаборатория алхимика».

Первую часть жизни он работал в Нидерландах. На склоне лет - в Гамбурге на радость уникальному европейскому правителю Рудольфу II, покровительствовавшему и искусствам, и науке, и алхимии, и магии, основавшему Кунсткамеру в Праге. Его портретов много, наиболее известен - в образе Вертумна кисти Дж. Арчимбольдо.

Музей истории искусств – Ханс Йорданс III - Кунсткамера. Около 1630. 35х48. Все фигуры расставлены как в пространстве Ханса Вредемана де Вриса.
Музей истории искусств – Ханс Йорданс III - Кунсткамера. Около 1630. 35х48. Все фигуры расставлены как в пространстве Ханса Вредемана де Вриса.

Х.Вредеман де Врис среди правителей Европы был прославлен как теоретик ландшафтного дизайна, как сейчас бы сказали. Он связывал планировку своих садов с витрувианскими ордерами – появились сады дорического, коринфского и ионического ордеров.

Дорический сад прост по структуре, с четкими геометрическими секциями, крытыми проходами и доминантой – перголой с куполом.

Ионический сад - это сад для прогулок со сложной системой ограждений и множеством маршрутов, в котором могли быть и фонтаны, и статуи, и садовые павильоны.

Как можно догадаться еще сложнее коринфский сад - тут и сложная геометрическая планировка, даже лабиринты.

Ханс Вредеман де Врис. Дорический, ионический и коринфский сад
Ханс Вредеман де Врис. Дорический, ионический и коринфский сад

Его главный труд: «Perspectiva dat is de hooch gheruemde conste…» издан в 1602 году, но несмотря на высокое покровительство, его так и не приняли в Лейденский университет лектором по архитектуре, зато он остался в веках.

Время и место смерти Ханса Вредемана де Вриса неизвестно, что необычно для ученого, но было бы вполне объяснимо для мистика, например.