Х.Вредеман де Врис, Питер Кук ван Альст, Карл V, Рудольф II, - влиятельные личности в истории и истории искусства. Но знаем мы их меньше Ван Эйка, например, а о правителях окцидента не очень наслышаны в контексте истории искусств.
А ведь и наша история искусств продолжается вглубь веков именно к ним, как ни странно было бы говорить об этом в условиях нынешнего противостояния. Зато вполне не странно – в контексте празднования юбилея Петра Первого, перенесшего европейские традиции искусства на российское дворянство. Мы - наследники много чего, однако, и вполне достойно наследством распоряжаемся, сохраняя академическую школу.
Наша живопись – продолжение и этой истории, о которой сегодня я подобрала некоторый материал, чтобы увидеть как художники Нидерландов, Германии, то есть Северного Возрождения играли в пространство с помощью тех правил построения перспективы, которые были разработаны и проиллюстрированы, в частности Хансом ( Гансом) Вредеманом де Врисом. Его имя говорит о том, что он был из немецкой семьи, жившей в Нидерландах. Затем этот художник, график, архитектор, теоретик оказал большое влияние и на изобразительное искусство, и на развитие садового искусства в Голландии, Германии и Австрии в XVI – XVII веков. Он совершил большую работу – определил, классифицировал, и проиллюстрировал закономерности построения пространства как внешнего, архитектурного, садового, так и интерьера.
Конечно, мы сейчас, как и А. Бенуа сто лет назад, можем легко сказать, что он слишком сух и аналитичен, но есть его исследования, основанные на переработке и трудов Витрувия, и трудов теоретика архитектуры Себастьяно Серлио, и многолетней учебе и сотрудничестве с архитектором, скульптором, гравёром, писателем и издателем, Питером Куком ван Альстом, ставшим придворным художником у Карла V, и эти исследования установили некие правила игры. Увлеченной игры в пространство с помощью правил линейной перспективы, применения ордеров к архитектуре и садам.
Александр Бенуа в своем труде «История живописи всех времен и народов» характеризует картины Х. Вредемана де Вриса как «…написанные очень сухо и без настоящего чувства красочности. Восхитительную игру теней и света, которой мы так любуемся у Эйка или у Гэртгена (орфография автора цитаты, Гертрен - принятое сейчас написание), заменили крайний схематизм и теоретическая расчетливость. Все сделано по правилам, но ничто не передает жизнь». Тем не менее, как искусствовед Бенуа пишет, что творчество Х. Вредемана де Вриса пользовалось популярностью у его современников и «определило на целые сто лет состояние «архитектурной живописи» в южных Нидерландах». Однако, судя по количеству использовавших его очень наглядные пособия, его вклад в науку о перспективе соизмерим с вкладом Леонардо или Дюрера. У каждого художника - свое пространство, но многие современники Ханса Вредемана де Вриса работали в его пространстве.
Фрагментарно рассматривая наследие Х.Вредемана де Вриса, можно заметить, что перспектива на его схемах или гравюрах имеет просто сказочные искажения глубины пространства. Тени – вне его внимания, они схематичны. Но это математически правильное пространство. Бери – и расставляй внутри фигуры как на шахматной доске. И совершенно нет необходимости иметь дорогой фотоаппарат того времени - камеру обскуру для этих игр.
Особенно хорошо заметно искажение глубины на гравюре алхимической лаборатории, авторство которой приписывается ему.
Первую часть жизни он работал в Нидерландах. На склоне лет - в Гамбурге на радость уникальному европейскому правителю Рудольфу II, покровительствовавшему и искусствам, и науке, и алхимии, и магии, основавшему Кунсткамеру в Праге. Его портретов много, наиболее известен - в образе Вертумна кисти Дж. Арчимбольдо.
Х.Вредеман де Врис среди правителей Европы был прославлен как теоретик ландшафтного дизайна, как сейчас бы сказали. Он связывал планировку своих садов с витрувианскими ордерами – появились сады дорического, коринфского и ионического ордеров.
Дорический сад прост по структуре, с четкими геометрическими секциями, крытыми проходами и доминантой – перголой с куполом.
Ионический сад - это сад для прогулок со сложной системой ограждений и множеством маршрутов, в котором могли быть и фонтаны, и статуи, и садовые павильоны.
Как можно догадаться еще сложнее коринфский сад - тут и сложная геометрическая планировка, даже лабиринты.
Его главный труд: «Perspectiva dat is de hooch gheruemde conste…» издан в 1602 году, но несмотря на высокое покровительство, его так и не приняли в Лейденский университет лектором по архитектуре, зато он остался в веках.
Время и место смерти Ханса Вредемана де Вриса неизвестно, что необычно для ученого, но было бы вполне объяснимо для мистика, например.