Любой ли ребёнок может научиться играть на фортепиано? А взрослый?
Ответ - да! Если нет серьёзных (!) проблем со здоровьем, касающихся двигательных и интеллектуальных аспектов.
Но каждый ли сможет достичь выдающихся вершин в игре? И вот здесь ответ иной. Нет, не каждый. И никакое позитивное мышление, упорство и труд здесь не сыграют большой роли. То есть, они будут иметь большое значение в качестве обучения, и они, при их наличии, позволят ученику достигать определённых успехов. Но чтобы стать выдающимся музыкантом, или даже выдающимся учеником-музыкантом, нужно ещё и нечто иное. А именно, определённую природу способностей человека, способностей к музыкальному искусству и большая выносливость к труду.
Давайте отвлечёмся и сравним два растения: эвкалипт и ромашку.
Что есть такое, что отличает эвкалипт? Быть может мощное стремление к росту? Неизбывное стремление! Ведь эвкалипты вырастают до 100 метров – это более, чем три десятиэтажки, поставленных одна на другую! И конечно же, кроме стремления, у них есть и способность к росту, и возможности. Да-да, возможности тоже важны. Может ли эвкалипт вырасти, например, в цветочном горшочке, величиной в стакан, да даже и в ведро. Да что там – в бочку поместите его, но ему и этого мало!
А ромашка – станет ли она мощным деревом, посади её хотя бы даже одну в широком поле и поливай, удобряй, пропалывай… Нет! Она останется маленькой ромашкой с нежными лепестками, она будет кивать своей белой головкой от малейшего дыхания ветра, и нам будет тепло ощущать её молчаливое приветствие…
Вот так и с учениками. Кто-то будет расти мощно, быстро, станет звездой, будет побеждать на конкурсах. Ему будут не страшны загруженность в школе, проблемы со здоровьем или ещё что-то. Он будет возвышаться над иными – заслуженно возвышаться, мощностью своей, достижениями, умом и трудолюбием, талантливой игрой сложной программы. А вокруг будет много много других ребятишек – обыкновенных, невыдающихся, хорошистов и троечников. Роскошное ромашковое поле!
Нам, педагогам музыкантам, так хочется, чтобы все дети хорошо учились, делали высокий результат, что мы порой пытаемся превратить цветок в дерево. Не выйдет! Сколько страданий приносит это преподавателю и ученику! Не лучше ли действовать в диапазоне возможностей конкретного ребёнка? Даже если этот диапазон совсем маленький. Но в этой амплитуде его возможностей – творить радость, наслаждаться музыкой, растить любовь к прекрасному! Ведь каждый ребёнок – это хрупкий мир, вселенная, дающая любовь и в нуждающаяся в нашей любви, в наших улыбках, понимании, уважении!
Главное, помочь ребёнку найти себя. Найти то, в чём его возможности роста не ограничены. Найти то дело, в котором он будет расти, как эвкалипт - мощно, быстро. Такое дело у каждого есть, только не всегда мы знаем - что это. Да и в суете дней, учёбы, часто и не задумываемся об этом. А зря! Это - ключевой момент. Именно это позволит в будущем ребёнку стать выдающимся в своей профессии. Именно это, а не то, сколько дополнительных занятий он посещает.
Ну, а если он занимается музыкой, но растёт медленно, то это значит - либо слабая методика, либо слабые способности. Ещё, конечно, имеет значение количество занятий. Но здесь нужно учитывать ещё вот что. Способный ученик будет заметно расти даже и при слабой методике. А обычный, средний ученик - нет. А вот при сильной методике ученик средних способностей будет расти быстро. Поэтому я и отказалась от системы, применяемой в музыкальных школах в младших классах. Она слабая. Вот что касается старших классов, колледжа и тем более, консерватории - это другое дело. Здесь уже проявляется её сила (сила традиционной методики), глубина и мощь. А для младшеклассников она не подходит, она их дезориентирует, разрушает интерес, не даёт расти.
Почему я сравниваю эвкалипт и ромашки. Потому что разница в способностях к музыке у разных ребятишек невероятно огромна! Может быть, это не так заметно в обычных музыкальных школах, так как развитие младшеклассников сильно ограничивается самой системой обучения. Но занимаясь по методике "Ручные пьесы-упражнения", которая эти ограничения снимает, и дети получают возможность лучше проявлять свои способности, я просто поразилась, насколько разный потенциал к обучению музыке у разных ребятишек! Разница так огромна, что мне пришло сравнение эвкалипта и ромашки.
Лично я обожаю ромашки! Они прекрасны, нежны. Нет ничего страшного, если у вашего ребёнка нет ярких способностей к музыке, или к математике, или к английскому и т.д. Не ругайте себя, что у вас нет времени заниматься с ним дополнительно, и поэтому он получает невысокие оценки по тем или иным предметам. Это всё не так важно. А важно - найти его сильную сторону, найти то, в чём он быстро растёт. Помочь найти ему свой личный эвкалипт, если можно так выразиться! И это вовсе не обязательно должен быть какой-то школьный предмет. Может быть - это футбол, или вязание, фотография или умение делать красивые причёски. Да мало ли интересных дел! Мы так часто вспахиваем ромашковые поля и не замечаем роскошного дерева, устремлённого в неба. Оторвитесь от ежедневных забот, отбросьте эти бесконечные учебные хлопоты хотя бы на время. Посмотрите, в чём сила вашего ребёнка, где его любовь? И если найдёте, поддержите его в этом - это важнее всех оценок, это может стать его будущим.