Противоречивые чувства возникали, когда слушал «послание» Президента. Вижу вокруг реальность… но слова лидера нации убеждают, что всё ни так уж плохо, – экономика развивается. Видимо, я живу ни в том месте, где она развивается, но где-то что-то развивается. Очень рад каждому шильдику «Сделано в России» на товаре, когда бываю в магазинах. Слушая «гипнотический сеанс» Вл. Путина, мне ужасно хочется верить в наши успехи, и в окончательный «новый цикл роста экономики».
«Многие базовые — гражданские — отрасли в прошлом году не только не сократили, а напротив нарастили темпы производства»; «Рынок труда стал более комфортным, чем был ранее»; «Экономика России преодолела возникшие риски»; «Мы фактически вышли на новый цикл роста экономики»; «Уже в этом году прогнозируется солидный рост внутреннего спроса» и т. д. Читаю оптимистичные фразы Президента в статье Валентина Катасонова. И ведь Президент прав, если сравнивать результаты с предыдущими «провалами». Очевидно, пока только на такой основе можно говорить о «новом цикле роста».
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, публицист, бывший профессор кафедры международных финансов МГИМО, называет мою бесконечную веру – «ну вот-вот начнём развиваться; вот-вот Россия пойдёт» – результатом нейролингвистического программирования. 32 года я и многие сограждане ждём «русского чуда», которое должен был принести «чудесный рынок».
Но чуда не произошло, чудо только в том, что мы столько десятилетий «верим в это чудо». Уже выросло новое поколений «верующих» в слова наших экономических «пастырей».
Опираясь на доклады Росстата, МВФ, Всемирного банка, расчетах российских и зарубежных экспертов Катасонов показывает, что за весь постсоветский период мы развивались крайне неравномерно и неумело, за исключением времени умного правительства Примакова-Маслюкова. 32 года наша экономика практически топчется на месте. Если сравнивать «год с годом», «десятилетия с десятилетиями», то действительно получается топтание.
Если ВВП РСФСР 1990 года принять за 100, то «в прошлом году индекс ВВП России составил 125,3». То есть с 1990 по 2022 год включительно (суммарно 33 года) ВВП России увеличился всего на четверть! За период 1991—2021 гг. «средние темпы прироста ВВП РФ равнялись 1,0%; а по миру этот показатель был в три с лишним раза выше — 3,25%».
«Хроническое отставание России от средней динамики развития мировой экономики приводит к тому, что доля РФ в мировом ВВП неуклонно снижается… доля реального ВВП РФ в мировом ВВП в 1992 году, по оценкам МВФ, приближалась к 5%. В 2021 году этот показатель снизился до 3,07%», - с сожалением пишет Катасонов.
Он считает, «что серьезный разговор об экономике нужен. Но не в духе мечтаний и обещаний. А в духе серьезного и нелицеприятного «разбора полетов» и выяснения причин затянувшегося «цикла провала экономики». Мы очень ждали, что этот «разбор полетов» будет сделан Президентом в его послании 21 февраля. Но вместо этого услышали о «новом цикле роста экономики».
Профессионал Катасонов (не только он!) почему-то (!) не понимает «загадочного» смысла фразы о «новом цикле роста экономики». Он считает её даже круче нейролингвистических новоязов, чем «ранее введенные Минэкономразвитием термины «отрицательные темпы экономического роста», «позитивные тренды экономического падения», «развитие с негативной динамикой», «структурная трансформация» (ликвидация промышленности), «корректировка цен» (инфляция), «высвобождение рабочей силы» (увольнения и рост безработицы)».
Разве мы – не чудо?! – Десятилетия (!) ждём начала великого развития России… - Это же какое терпение и оптимизм надо иметь!!! «Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей», - сказал поэт. Мы – удивительная страна, и народ у нас – чудесный, непобедимый. Хотелось бы чтобы государство, наконец, оценило его по достоинству и раскрепостило его величайший потенциал!